Посчитали иностранцев. Отметили рост. По итогам трех кварталов Приморье посетили 768 546 иностранцев, из них с туристскими целями — 632 344. Прирост составил 23% и 19% соответственно. С одной стороны – догоним и перегоним (чтобы и дальше был рост). С другой стороны, есть повод пересмотреть методику деятельности, сделать какие-то выводы и наметить планы дальнейшей работы. Чтобы не краснеть перед гостями, и чтобы повторных туристов было больше.
В основе своей, туризм и сфера гостеприимства – это в регионе малый и средний бизнес. И все принимают туристов. Один ресторанчик откроет, другой хостел «замутит», третий креативные сувениры придумывает… А учитывая, что турист все чаще уходит в самостоятельное плавание, всем приходится развиваться – искать новые пути привлечения гостей на свою территорию, пытаться удержать его, чтобы он своими позитивными впечатлениями поделился с друзьями, чтобы пришел к тебе еще раз и т.д.
В лидерах, как обычно, граждане Поднебесной. За три квартала 2019 года общее количество прибывших составило 382,4 тысячи, что на 8% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
«У китайцев все большую популярность приобретает электронная виза. Турист начинают склоняться к такому виду путешествия во Владивосток, так как чувствуют преимущества – индивидуальный подход, более интересная программа, выше сервис. Но в группе в рамках Межправсоглашения по списку поездка обходится дешевле. В основном среди приезжих китайцев – это жители север-восточных регионов. И таковых у нас при приемке гостей почти 70%. Для кого-то эти поездки стали уже привычными», – рассказывает директор агентства международного туризма «Катюша» Дмитрий Павлов.
Китайцы не столько фанаты гастрономических фестивалей, театральных премьер и музейных выставок – им всего понемногу, чтобы развлечения и впечатления в «одном флаконе». Ну, и шопинг – это святое. «Достаточно много повторных туристов. Они могут менять принимающую компанию, но посещают Владивосток уже не первый раз. Учитывая этот факт, нам приходится «крутиться» – формировать новые предложения, разрабатывать новые экскурсионные маршруты. Отрасль не стоит на месте, и среди предложений – экотуризм, сельские маршруты, медтуризм – пока этого мало, но предпосылки для роста имеются», – продолжает Дмитрий Павлов.
По завершению поездки китайские туристы заполняют небольшую анкету. Пишут, что им понравилось и к чему есть претензии. Как оказалось, 90% довольны экскурсионной. А вот замечания высказывают относительно проживания и транспорт. Как пояснили, собеседник Prim-Travel, при формировании турпродукта отправляющая сторона старается сэкономить именно на этих позициях. Вряд ли можно получить удовольствие, когда расселение проходит в гостинице, больше напоминающее студенческое общежитие. «Но это их заказ, их выбор, и тут мы не в силах поменять. Поэтому все стараемся компенсировать впечатлениями», – пояснил Дмитрий Павлов.
На втором месте по объемам потока – граждане Страны утренней свежести. Южнокорейские туристы фактически наступают на пятки китайцам. Увидеть разгуливающих по улицам Владивостока с чемоданами, парами, компаниями, постоянно делающих разные кадры корейских туристов стало делом обыденным. За первые три квартала Приморье посетило 245,6 тысячи человек, прирост составил 41%. И это уже гораздо больше показателей 2018 года – за весь прошлый год нас посетило 222 000 гостей из этой страны.
«Ради чего они к нам едут? А мы ради чего куда-то едем? Ради впечатлений! Вот и они так же! Для них – у нас здесь все по-другому, интересный город и хорошая недорогая еда. Едут в среднем на 3 – 4 дня, – рассказывает директор Дальневосточной Ассоциации Рестораторов и Отельеров, член ОЭС по развитию туризма Роман Иванищев. – В восторге от моря, широкого ассортимента морепродуктов, говорят о доброжелательности горожан, но при этом отмечают, что город грязноватый».
Как оказалось, к театрам и музеям относятся без особого пиетета, а вот галереи посещают охотно. Правда, все больше в центре (тут и Приморска картинная, и «Арка», и «Арт этаж»), а вот до «Зари» доезжает не каждый. Но если едут, то заказывают такси. «За помощью в вызове машины обращаются редко. Сейчас «Яндекс такси», Uber имеют приложение на английском. Молодежь с этим справляется легко. Если говорить о тех корейских туристах, кто останавливается в хостелах, то около 70% – это молодые люди в возрасте до 30 лет, 15% – это те, кому от 35 до 50 лет, и оставшиеся 15% – это уже старше 50 лет. Приезжают и парами, и небольшими компаниями. Про коридор бронирования сказать сложно – кто-то бронирует номер за полгода, а кто-то за две недели – рейсов много, решили поехать и полетели», – озвучивает некоторые цифры Роман Иванищев.
Кстати, корейцы озаботились путеводителями о Владивостоке для своих граждан. В весьма толстой «книге» все расписано по деталям – что где купить, в каком ресторане что сколько стоит, сколько времени потребуется на пешеходную прогулку от одного объекта к другому, как работает транспорт и т.д.
Хорошие темпы роста показали и японские туристы. Их за обозначенный период посетило Приморье 28,7 тысячи, что на 65% выше по сравнению с аналогичным периодом 2018 года. Еще недавно японским туркомпаниям приходилось буквально разжевывать и про Владивосток, и про электронную визу, и про близость географическую. Сейчас все в корне изменилось.
«Виза электронная становится все более и более популярна у японских туристов. За время действия этого проекта их приехало к нам более 22 тысяч. Поехали уже молодые, активные, индивидуальные. Часть вопросов решают сами – отели, транспорт, но хотят экскурсии, визиты в семьи, т.е. там, где самостоятельно не всегда могут сориентироваться. Приморский край у них зазвучал – это близко, это стало модно. Но есть и ложка дегтя. Гости отмечают, что в центре грязно, не ухожено, и по-прежнему проблема с общественными туалетами. У них они на каждом шагу, есть указатели и им не понять, что поиск туалета во Владивостоке – это своеобразный квест. Отмечают радушие и гостеприимство местных жителей, восторгаются нашим рельефом, нравится, что город солнечный и ставят на первое место посещение приморской сцены Мариинского театра», – рассказывает гендиректор компании «Фрегат Аэро» Сергей Алексеев.
И действительно, японцы неоднократно отмечали, что в той же Первопрестольной что-то спросить – это целая проблема. «Ты им показываешь путеводитель, задаешь вопрос через телефон, а они шарахаются, смотрят на тебя дико и бегут дальше. А во Владивостоке все не так. Были случаи, когда местные жители пытались нам объяснить, нарисовать, потом махнув на все рукой, шли вместе с нами к объекту», – рассказывает почтенная, уже перешагнувшая 70-летний возрастной рубеж, но весьма энергичная японка из Нагои. Ее земляк отметил безопасность знакомства с Владивостоком. Раньше ему казалось, что это все один сплошной железный занавес и тоталитарный режим, что в спину дышит КГБ, но когда приехал, то удивился открытости и гостеприимству местных жителей. Плюс, на волне роста популярности Владивостока и Приморья японцы озаботились рекламой этого направления. За последнее пару лет город посещали не просто блогеры, здесь были модели подиума, дизайнеры, участники популярных групп. Это все нашло отражение в их творчестве. А т.к. японцы падки на рекламу, то это нашло отклик в их сердцах и кошельках. Впереди выполнение регулярных рейсов между Токио и Владивостоком японскими авиакомпаниями JAL и ANA . Это открывает новые возможности для увеличения турпотока, формирования новых турпродуктов и привлечения разных целевых аудиторий.
«Кроме электронной визы, на популярность Приморья оказывают влияние участие наших туркомпаний в выставках в Японии, встречи с партнерами во время различных рекламных туров. Сейчас у японцев много в интернете всплывающей рекламы, которая демонстрирует потенциал Владивостока и Приморья. Привлекает японцев в Приморье и событийный календарь, – рассказывает Наталия Демченко, генеральный менеджер компании FiveStar Russia. – Мы организовываем программу пребывания во Владивостоке для спортсменов, которые бегут марафон. Они рассказали, что есть международное сообщество тех, кто бегает на длинные дистанции, и именно там была найдена вся информация о Владивостокских марафонах. Почему бы не полететь? Это совсем рядом, прямой рейс, электронная бесплатная виза. Дают положительный результат и многочисленные съемки. Продюсеры хотят новый фон, им нравится Европа, но для создания клипа такой перелет весьма накладный. Вот они и выбирают Владивосток. Это значительно дешевле. Вот и попадают в кадры мосты, старый город, интересные кафе, замерзшее море, тигры… А к видеоклипам добавляются афиши, постеры, диски… Чем не реклама?»
Отдельно стоит отметить рост туристов с Тайваня. За 9 месяцев Приморье посетило 2092 жителя сказочной Формозы, что в 2,34 раза больше аналогичных показателей прошлого года, когда регион посетило 893 тайваньца.
«С тайваньцами все предельно ясно. Приморье для них – новое направление: отменили визы, появился прямой рейс, сработали кампании по продвижению региона. В одном туре комбинируем для них Камчатку и Владивосток. Путешествие по Дальнему Востоку длится неделю – 4-5 дней на Камчатке и 3 – 2 дня во Владивостоке. Пока им все в новинку. Так что впечатления зашкаливают», – пояснил Дмитрий Павлов.
Но не только туристы из АТР – наше все. Едут к нам охотно и австралийцы, и европейцы, и представители американского материка. Причем, по этим странам тоже виден явный рост. Другое дело, что число гостей исчисляется не тысячами, а сотнями… Так, например, за 9 месяцев регион посетило почти 2,4 тысячи австралийцев, что больше прошлогодних показателей в 2,73 раза. Приехало чуть более 800 канадцев, рост составил 170%. На 35% выросло число путешествующих немцев, за 9 месяцев их на востоке России побывало 1165 человек. Санкции санкциями (тут речь об отношениях США и России), но и американцы охочи посмотреть нашу страну – с Приморьем успело познакомиться 3,5 тысяч человек, что в 2,4 раза больше прошлогоднего турпотока со стороны Нового света. Самыми «скромными» оказались французы – чуть более 340 человек были во Владивостоке, рост составил 25%.
«Очень многие из этих туристов имеют перед собой главную цель жизни – проехаться по Транссибу. Так что едут поездами. Для них эта поездка, это как россияне любят повторять «увидеть Париж и умереть». Одним Владивостоком дело не ограничивается. Стараются соединить несколько регионов, добавив сюда, например, Байкал или Камчатку. Но и те, кто едет по Транссибу, всю дорогу заранее разбивают на сегменты, останавливаясь по пути следования на пару дней в том или ином городе. После знакомства с Владивостоком, многие сетуют, что у нас много интересного и привлекательного, и какая досада, что у них было мало информации. Т.е. им просто не хватает того времени, что они проводят во Владивостоке. Фактически все подчеркивают, что надо останавливаться у нас минимум на 3 дня, а не на одну ночь, как у них получается, – рассказывает гендиректор компании «Лаки Турс» Екатерина Изотова. – Кухня, архитектура, экскурсии, событийка – это их устраивает на все 100%. А вот что их сразу повергает в состояние шока, так это наш виадук на железнодорожном вокзале. Привыкшие к комфортным поездкам и понимающие, что Владивосток – европейский город, они ждут и соответствующего сервиса. Тащить для них 30-килограммовые чемоданы на 4 пролета вверх – это не укладывается в голове. Если предварительно заказаны носильщики, то здесь проблем не возникает. Но ведь не все готовы пользоваться этой услугой, многие надеются, что есть лифты, пандусы, где можно просто без особых усилий катить свой чемодан. И когда они видят наш виадук, то впадают в ступор и категорически отказываются подниматься наверх с багажом. В общем, либо в панике ищем грузчиков, либо наши сотрудники нарабатывают мускулатуру и дыхание, таская эти чемоданы самостоятельно. Эту же проблему надо решить, когда туристы садятся на паром DBS Cruise Ferry и отправляются в Корею или Японию – там вниз по ступенькам на паспортный контроль, потом через причал и далее по узкому неудобному трапу на паром. Видовая площадка Владивостока – это не лицо города, а задний двор. Почему никак нельзя решить этот вопрос? Остается только удивляться бесхозяйственности и краснеть перед гостями за грязь».
Важно понимать, что люди ездят отдыхать не только для того, чтобы расслабиться и оттянуться, но и чтобы сменить обстановку, посмотреть другую страну, изучить её культуру. И одного позиционирования Владивостока и Приморья, как популярного направления – не достаточно. Надо, чтобы у города было «чистое лицо». Но об этом чуть позже….
Возможно вас заинтересует
Таиланд и жемчужины ЮНЕСКО: откройте разнообразие культуры и природы
Павел Кузнецов - 26.11.2024Таиланд — это не только богатая история и захватывающая дух природа. На территории королевства находится восемь объектов всемирного наследия ЮНЕСКО,…
Изящные предметы ювелирного дома Фаберже обрели тактильные копии
Павел Кузнецов - 26.11.2024Некоторые экспонаты выставки «Эпоха Фаберже. Золотой век русского ювелирного искусства» воплощены в тактильные копии. У посетителей с нарушением зрения появилась…
Есть ли будущее у рыболовного туризма в Приморье?
Павел Кузнецов - 26.11.2024Возможности рыболовного туризма и организацию любительского рыболовства обсудят в ходе круглого стола «Рыболовный туризм как один из перспективных видов экологического…