Плача Ярославны и паники в офисах нет, но сердце екает – туроператоры пережидают вирус

2409 Просмотры

Самая обсуждаемая тема последнего месяца – коронавирус. Особенно ощутили его удар в полной мере представители туризма и сферы гостеприимства. Приморский край – не исключение. Последнее время здесь турпоток шел только в рост, край был в лидерах по приему туристов из Поднебесной, его почитали гости из стран ЮВА, как ближайшую Европу в Азии, иностранные путешественники охотно отмечали уникальность местной дальневосточной кухни и давали высокую оценку здешним морепродуктам. Давший о себе знать вирус не только затормозил эту деятельность. Ситуация в ряде случаев может выйти на уровень банкротства.

Коронавирусную пневмонию COVID-2019 не назовешь лакмусовой бумажкой, что, дескать выживет сильнейший. На орехи достается всем – туркомпаниям, отельерам, рестораторам, перевозчикам, продавцам сувенирной продукции.

Туроператоры Приморского края, хоть и настроены позитивно, но нет-нет, да мелькнет отчаяние. Все надеются, что к апрелю ситуация стабилизируется, рынок начнет восстанавливаться. Но мелькают предположения, что раньше июля вряд ли можно на что-то рассчитывать. А это уже совсем другие истории, деньги и планы.

Совсем недавно звучало, что туристическая отрасль – драйвер экономики края. Только за последние годы вклад в ВРП Приморского края от туристской отрасли в виде прямых налогов составил 3,7 миллиарда рублей. Если взять центральные регионы России, то там основа турпотока – туристы из стран Европы.  Да и сами местные жители летают в дальние дали либо в Европу, либо через страны Европы. Несмотря на ситуацию в Италии, границы никто не закрывал, рейсы в расписании есть, а рекомендации к непосещению – не более чем рекомендации. Боитесь в Милан, пожалуйста в Рим или на Сицилию, там спокойно! Для дальневосточников основной туристический рынок – Азия. Основа турпотока – туристы из Поднебесной и Южной Кореи. По итогам 2019 года на долю жителей этих двух стран приходится 88% общего въездного трафика по Приморью. Так что представить масштабы бедствия вполне реально. Если же лететь куда-то, то львиная доля транзита идет через Гонконг и Сеул – сейчас эти хабы закрыты для рейсов из России и в Россию.

Все с надеждой смотрят на власть – что посоветует, чем поможет. Пока идут разговоры о кредитах с низкими ставками. Но кредиты все равно надо отдавать.

«Отмена рейсов через Сеул значительно подкосила работу наших операторов. И предложения по кредитованию вряд ли исправят ситуацию. Для небольших компаний это просто невыгодно в такой тяжелый период. Сумма по кредитам превысит все те комиссии, которые компания в качестве агента получает от отелей или некоторых перевозчиков. Можно было бы сейчас оперативно решить вопрос о субсидированных перелетах. Правда, если даже это примут в работу и сделают для всех категорий на том же московском направлении, то вряд ли с этого получим плюсы – мест нет, комиссии нет, группы не отправить. Поэтому оптимальный вариант – субсидированные перевозки по Дальнему Востоку. Здесь можно предлагать туры, будет хоть какое-то движение», – считает Ольга Гуревич, директор компании «Приморский клуб». 

Сложно складывается ситуация с туристами, у которых забронированы туры в страны ЮВА. С тем же Китаем все ясно. К ним не ездят, они не путешествуют. А как быть тем, кто летит, например, на Бали или Мальдивы через Сеул. Если еще по возврату сумм на перелет как-то можно вопрос решить, то с отельерами почти не реально. Они не особо хотят возвращать депозит или переносить даты заселения на более поздние сроки, мотивируя это тем, что их страна открыта для отдыха и ситуация с коронавирусм их не коснулась. А то, что у вас границы закрыты – так это ваши личные проблемы.

После закрытия границы с Южной Кореей, кто-то использует прямые рейсы через Вьетнам (Камрань), Японию (Токио, Осака), Таиланд (Бангкок). В офисе авиакомпании «Аврора» отметили, что разрешен выезд в Республику Корея трансферным пассажирам, гражданам РФ, при наличии у них билета в третью страну с нахождением в пункте трансфера (Сеул/Пусан) не более суток. Но здесь стоит добавить, что это касается только тех пассажиров, у кого есть билеты на рейсы данного авиаперевозчика. Вариант – сдать билет на рейс одной компании и купить новый билет у «Авроры» – не пройдет. Продажи на корейское направление просто закрыты.  Туроператоры горестно вздыхают, что возможно, власти, принимая такое решение в Москве, даже не задумывались, как подкосят этим бизнес на Дальнем Востоке.

Видимо настало время начать путешествовать по родной стране. «Из-за отмены выставки ITB в Берлине пришлось выстраивать график встреч с партнерами в Москве. Пока складывается следующая картина – туры в Приморье на июль и август никто не отменял, отказов от клиентов нет. Были туристы, кто собирался в одной поездке соединить знакомство с Приморьем и посещение приграничного Китая. Но все ждут разрешения ситуации и не паникуют. Мы же предлагаем альтернативу – если Китай к тому времени будет все еще не доступен, то можно выбрать отдых на море, посещение морского заповедника.  Январь-февраль у нас никогда не был пиковым в работе, поэтому наша «финансовая подушка безопасности» позволила пережить эти месяцы. От сложившейся ситуации рвать волосы не будем, «плач Ярославны» в офисе не раздается. Подходим к ситуации трезво, истерия и паника здесь не лучшие советчики.  Надеемся, что с апреля ситуация разрешится. У нас много заявок от камчадалов – они хотят посетить Владивосток и дальше в Китай. Сейчас мы готовим новые туры по Приморью, будем продвигать отдых на острове Петрова – на выбор бюджетный вариант и с сервисом по высшему разряду. Пока в Москве, моя задача убедить партнеров, чтобы активнее предлагали наши туры», – поделилась своими размышлениями генеральный директор туристической компании «Мирабель Тур» Елена Андреева.

Собеседник корр. SM-News добавила, что сейчас большие проблемы испытывают компании, которые занимались перевозками, так же нелегко и отельерам. Раньше под тургруппы были задействованы десятки водителей.  А всем им необходимо платить зарплату. И сейчас кто-то ушел в неоплачиваемые отпуска, кто-то уже положил заявление об увольнении на стол руководства. Можно предположить, что около 350 – 400 водителей туристических автобусов просто без работы. «Спад турпотока чувствуются сильно. По январю и февралю мы где-то «просели» процентов на 30. В марте этот показатель еще вырастет. И если раньше на долю корейских туристов у нас приходилась почти треть, бронировали они отель за полгода, то сейчас в наших номерах фактически одни россияне», – продолжила тему Анастасия Антропова, управляющая гостиницей Astoria.

В этом году Владивосток вновь должен стать портом где будут начинаться и заканчиваться круизные маршруты. Компания Costa Cruises вписала Владивосток в график своих маршрутов. Есть планы на приморский порт и у компании Royal Caribbean. Но это еще было до вирусной эпопеи. «Круизные компании воспринимают ситуацию абсолютно адекватно. В Costa Cruises заверили, что окончательное решение будет принято через пару недель. Сокращение и изменение маршрутов круизных туров – вещь очевидная. Туристы в большинстве своем к ситуации относятся с пониманием. Кто-то отказался от круизов с выходом из портов Италии, в частности, когда прилет в страну был через Милан. Кто-то с более поздними круизами выжидает. Но есть туристы, кто бронирует отдых, например, на круизы из Сингапура – здесь мы решали вопросы с авиабилетами, люди отправились в Город Льва через Японию. Но, пожалуй, самая большая проблема в ситуации с вирусом – это то, что не все воспринимают ситуацию адекватно. Начитавшись различных домыслов в соцсетях, люди начинают требовать возврата денег за путевки, когда ехать предстоит в разгар лета. Стоит пояснить, что пока конкретный порт захода или страна не запрещены к посещению Роспотребнадзором, то условия для аннуляции путевки остаются прежними – теми, которые прописаны в договоре», – пояснил генеральный директор «Терратур» Вячеслав Ганжа.

Более того, достаточно случаев, когда туристы приобретают в офисе туркомпании только одну услугу, например, перелёт, а бронируют отель по невозвратному тарифу на сайте агрегатора, но поддавшись панике, перестают мыслить разумно, и требуют у туркомпании и деньги и за отель, и за перелет.

«У нас сейчас самая большая проблема – это тяжбы с компанией «Русь-тур». Речь идет о не состоявшихся чартерных программах из Владивостока и Хабаровска, когда люди должны были отправиться на отдых в Санья после 24 января. Мы не можем вернуть туристам деньги за несостоявшиеся туры – суммы все были переведены оператору, и мы как агенты, теперь не можем получить возврат. Если бы это были наши туры, то вопрос уже давно бы разрешили. А так оператор не спешит возвращать деньги. Предлагает альтернативу: либо перенести отдых на китайских Гавайях на потом, либо выбрать новое направление, которое еще только собирается вводить – это Шри Ланка. Но клиенты хотят понимать ситуацию, хотят конкретики, а ее пока нет. Никто не горят желанием ждать и делать такой выбор», – рассказывает еще об одной ситуации на рынке услуг коммерческий директор Всероссийской сети «Билетур» Татьяна Солодовникова.  Она так же добавила, что неоднозначно складывается ситуация и на итальянском направлении. Российский авиаперевозчик просто не спешит возвращать суммы за билет. И это при том, что Ростуризм посоветовал Минтрансу и Росавиации провести беседу с авиакомпаниями на предмет возвращения предоплаты туроператорам за блоки мест на направлениях, куда россиянам сейчас не рекомендовано летать. Правда, авиаперевозчик занял жесткую позицию и не готов возвращать деньги за перевозку. Ведь одной боязни пассажира, что может заразиться и заболеть – мало, границы никто не закрывал, официального запрета нет. Хорошо, что хоть в S7Airlines прониклись ситуацией и сделали при определенных датах приобретения возвратными даже невозвратные билеты.

Пока суть да дело, приморские туристы используют в полной мере чартерные программы с отдыхом во Вьетнаме и Таиланде. Правда, это смахивает на ложку меда в бочке с дегтем. Слишком мала позитива в отрасли. «Программы выполняются в полном объеме, но у клиентов сократилась глубина продаж. Если раньше в феврале брали на август-сентябрь, то сейчас в марте берут на июнь.  Из-за отмены рейсов через Корею стало больше поступать звонков с вопросами и уточнениями по датам, ценам, отельной базе. Но сколько из обратившихся реально отправится на отдых – это предположить трудно», – считает Анна Хозяичева, директор ОП Владивосток туроператора ANEX Tour

Как дальше строить бизнес? Что может облегчить ситуацию? «Сейчас необходимо сделать акцент на продвижение Приморья на Дальнем Востоке и в Сибири. Необходимо усилить интерес к Приморью других субъектов по ДФО. И здесь стоит задействовать возможности соцсетей, вывести на первые позиции при продвижении региона базы отдыха, пляжный туризм, отдых для молодежи и активных. Т.е. то, что раньше делали во Владивостоке корейские туристы – многочисленнее селфи, посты в соцсетях, все это могут делать и молодые россияне. Надо только правильно их увлечь и завлечь в регион», – уверен Константин Шестков, заместитель председателя Правительства Приморского края, предлагая один из вариантов популяризации Приморья.

Так же звучат предложения о переносе срока уплаты взносов туроператорами в фонд персональной ответственности. Можно, например, еще рассмотреть возможность введения налоговых каникул для турбизнеса – нагрузка по-прежнему большая, а доходность падает резко вниз. Главное сейчас, не оставить отрасль один на один в борьбе с вирусом, а оказать реальную поддержку.

Источник: 

Фото: Prim-Travel

Ссылки по теме: 

Возможно вас заинтересует

Таиланд и жемчужины ЮНЕСКО: откройте разнообразие культуры и природы
В АТР
122 просмотров
В АТР
122 просмотров

Таиланд и жемчужины ЮНЕСКО: откройте разнообразие культуры и природы

Павел Кузнецов  - 26.11.2024

Таиланд — это не только богатая история и захватывающая дух природа. На территории королевства находится восемь объектов всемирного наследия ЮНЕСКО,…

Изящные предметы ювелирного дома Фаберже обрели тактильные копии
В Приморье
193 просмотров
В Приморье
193 просмотров

Изящные предметы ювелирного дома Фаберже обрели тактильные копии

Павел Кузнецов  - 26.11.2024

Некоторые экспонаты выставки «Эпоха Фаберже. Золотой век русского ювелирного искусства» воплощены в тактильные копии. У посетителей с нарушением зрения появилась…

Есть ли будущее у рыболовного туризма в Приморье?
В Приморье
156 просмотров
В Приморье
156 просмотров

Есть ли будущее у рыболовного туризма в Приморье?

Павел Кузнецов  - 26.11.2024

Возможности рыболовного туризма и организацию любительского рыболовства обсудят в ходе круглого стола «Рыболовный туризм как один из перспективных видов экологического…

Оставить комментарий

Ваша почта не будет опубликована