Мужской монастырь Серафима Саровского: здесь и в пионеры принимали, и депутатов выбирали, и с богом говорили

204 Просмотры

Во всем мире культовые здания и сооружения привлекают туристов. Привлекают историей, архитектурой, энергетикой. Владивосток – не исключение. Тут есть золоченые луковицы православных храмов, островерхие шпили готических соборов, пирамидальные крыши армянской церкви, спокойный фасад еврейской синагоги «Бейт Сима»…   В этот перечень можно добавить и два монастыря – женский и мужской.  Будем знакомиться.

Недавно посетили монастырь. Да еще и  мужской. Монастырь Серафима Саровского. Такой новый экскурсионный маршрут презентовала туркомпания-оператор «Дороги мира». В нем соединились история Владивостока, православная страница города и даже гастрономические особенности.

Как оказалось, всех приходящих в монастырь, можно разделить на три группы.

Первая далеко не ходит, а решает все свои вопросы в местной пекарне – там продают свежеиспеченный хлеб, различные булочки, пряники, мед. Хлеб раскупается мгновенно. Не успел, жди новой выкладки в здешнем маленьком кафе за чашкой чая с нежными эклерами или «корзинками» в окружении фотографий о жизни монахов. Кстати, среди посетителей достаточно тех, кто едет сюда из разных уголков Владивостока.

Один из кадров о жизни монастыря (Фото: Prim-Travel)

Вторая – это те, кто приходит на разговор со всевышним в местный  храм.  Кому-то из проживающих на острове не всегда удобно выбираться в город, а здесь можно «поговорить» без сутолоки и любопытных глаз.

Третья – это те самые любопытные. Монах расскажет об истории монастыря. В разные годы в здании храма и с богом говорили, и в  пионеры принимали, храм пережил и экспроприацию, и перестройку… Расскажут про среднюю часть храма, про алтарь, про написание икон, про престольные праздники, про богослужения. Можно заглянуть в  местную церковную лавку.

Конечно, есть храмы с более богатой историей – у одних (прим: из ныне действующих в России) жизненный путь начался в начале 16-го века, а то и раньше, у других – древние иконы и хоругви, у третих многочисленная община. Но это не значит, что Свято-Серафимовский монастырь не достоин внимания.

Вход в храм отмечен двумя якорями (Фото: Prim-Travel)

По сравнению с городами средней и центральной части России Владивосток молод, и даже очень. Социально общественное развитие пришло сюда довольно поздно. Все-таки середина 19 века. И Владивосток больше позиционировали, не как обычный город, а как место базирования флота, как крепость.

Самое старое здание на территории монастыря – это здание храма. Никаких архитектурных излишеств – небольшой портик, купол, возле входа вывеска «Свято-Серафимовский мужской монастырь» и большой якорь… Это дань истории. Когда-то в конце 19-го и начало 20-го века здесь размещался полковой храм 34-го Восточно-Сибирского стрелкового полка, расквартированного на острове. До этого у полка была своя домовая церковь барачного типа в бухте Бабкина. В то время на Русском было чуть более 10 храмов. До нашего времени должно только это здание. Да и то сильно обновленное.

В иконной лавке монастыря (Фото: Prim-Travel)

С началом первой мировой, когда полк отбыл на фронт, здесь размещалась временная церковь управляющего Владивостокской крепости, были и свои прихожане. Все думали, что война – явление временное, и скоро все вернется на круги своя. Но история пошла по другому пути. С победой революции началось искоренение религиозной жизни. И если на западе это было сложнее, все-таки там обители и храмы были с более внушительной историей, то на востоке страны все было в зародыше. Так что «пустить все под нож» не составило большого труда. До середины 20-х годов прошлого столетия, службы здесь еще велись, и кто-то да приходил на разговор со всевышним. Правда, порой ситуация доходила до абсурда. И архивы тому подтверждение. Это как раз был  период активной повсеместной борьбы с богом. Местный батюшка служит пасхальную службу, идет крестный ход, и тут заявился отряд местных комсомольцев со своими символами светлого будущего – знамена алкоголь, маски чертей, плакаты о высмеивании бога и верующих. В общем после 1925 года батюшек разогнали, имущество растащили местные люмпены, а само здание тогдашний квартирный отдел военного ведомства  отдал под клуб товарища Сергеева (прим: это в честь него в Приморье в 1924 году был назван город Артем).

В 2014 году храму преподобного Серафима Саровского на острове Русский исполнилось 100 лет (Фото: Prim-Travel)

Потом здесь размещался офицерский клуб. А для правильного воспитания молодых офицеров и определения пути  в светлое будущее все напоминания о всевышнем были уничтожены – купола были взорваны, кресты выломаны с «корнем», надписи замазаны или закрашены. Чтобы убедиться в этом, достаточно глянуть старые кадры. В здании с периодическим постоянством проводился прием в пионеры,  комсомольские собрания, выборы. А в 80-х, когда начался перестроечный период, военный городок начала постепенно приходить в упадок – шло тотальное сокращение гарнизонных сил, расформировывались части, в одночасье опустел и городок на Русском.  Заброшенное здание и горело, и подвергалось набегам местных вандалов и искателей металлолома. В итоге – сгоревшая крыша, провалившееся перекрытие, выбитые окна.  Вид  и состояние были плачевными – именно таким это здание храма досталось местной общине в начале 90-х. В  2000-м году храму  вернули его название – храм преподобного Серафима Саровского, а в 2001 первом здесь уже обосновалась и монашеская община.

Средняя часть монастырского храма (Фото: Prim-Travel)

Тогда в монастыре было около 40 монахов, сейчас 23 человека – монахи, трудники, послушники. И есть предположение, что в обозримом будущем больше вряд ли будет. Люди приходят и уходят, не хотят оставаться. Для чего идут в монахи? Говорят, что такой жизненный путь выбирают те, кто готов посвятить свою жизнь Христу. В общем, в основе такого выбора лежит всецельная поглощающая любовь ко всевышнему. Но есть и другие.  Это те, кто не может дела устроить в миру,  бизнес пошел под откос, супруга выгнала, жить негде. Но такие люди здесь долго не выдерживают. Ибо монастырь – это место молитвы: здесь много постятся и много молятся, необходимые атрибуты монаха и послушника в монастыре – послушание, аскеза, самоограничение. Мыкающимся это все объясняют, но мало у кого получается.  Люди приходят в возрасте, обычно, где-то за 40, тут уже у него сформировано мировоззрение, и перестраиваться он не может и не хочет. От старых убеждений сложно отказываться. А у молодых и так все отлично – спорт, семья, карьера, образование, амбиции.

Арка под монастырской колокольней скоро станет центральным входом (Фото: Prim-Travel)

Сейчас  на территории монастыря все здания выглядят прилично, в них вложено много труда. Кроме храма есть братский корпус, иконописная мастерская, трапезная, гараж, колокольня. Колокольню монахи строили сами, на это понадобилось лет восемь. Сейчас в планах внутренняя отделка и оформление арки. В перспективе там будет главный ход. Почти на самом верху колокольни установлены куранты, которые отзванивают каждые 15 минут. Но есть и колокола. В монастыре три монаха-звонаря, которые звонят в торжественные дни, например, на пасху или в  день рождения Серафима Саровского. Внешне здания выглядят старо, причина кроется в кирпичной кладке. Когда военные городски на Русском стали пустеть, то дореволюционные казармы пришли в упадок, стены рушились, кирпич оказался не удел. Его-то и начали подбирать монахи, используя старый кирпич для дела и давая ему вторую жизнь.

Здание пекарни и магазинчика, где продают монастрский хлеб (Фото: Prim-Travel)

На территории храма, точнее, на его границе с внешним миром, есть небольшая кафешка  для паломников. Порой здесь выстраиваются очереди – все жду свежеиспеченные хлеб и булочки. Раньше у монахов был свой небольшой огородик, но сказалась нехватка рук. Сейчас один из монахов выращивает что-то по мелочи, больше на стол, а не на продажу. На продажу – молоко (в монастыре есть семь  «буренок») и мед. На Русском медосбор, честно говоря, никакой, поэтому улья с наступлением сезона вывозят в Спасский и Ханкайский районы. Оттуда периодически привозят рыбу. Раньше был свой монах, который обеспечивал монастырь рыбой, которую ловил с лодки тут же у побережья. Монаха того теперь уже нет. Поэтому рыбу либо привозят с Ханки, либо покупают. Рыба – это понятно и объяснимо, ведь именно рыбой господь угощал апостолов.  А вот мяса монахи не едят.

В качестве временной колокольни монастырю служит действующий створный знак маячной службы ТОФ (Фото: Prim-Travel)

После постройки и открытия моста на остров Русский в 2012 г. возросло количество приезжающих в монастырь паломников. Так что у монастыря для таких «гостей» есть и своя гостиница. Монастырская звонница была составлена из корабельных рынд и чудом сохранившихся старинных церковных колоколов. В качестве временной колокольни монастырю служит действующий створный знак маячной службы ТОФ, установленный в нескольких метрах от храма. Тут же рядом есть летняя часовня с вырезанной в натуральную величину деревянной скульптурой преподобного Серафима, молящегося на камне. Камень был взят на острове Русский в районе бухты Мелководная.

Завершилась экскурсия обедом в монастырской трапезной. В меню рыбный суп, жареная рыба, салат, молоко, хлеб, чай и карамельки.

Обед в трапезной (Фото: Prim-Travel)

Чего не хватило? Звона колоколов, посещения кельи (в некоторых монастырях показывают, как живут монахи) и иконописной мастерской. Кстати, здешний настоятель игумен Климент – человек талантливый, тоже пишет иконы. Стоит помнить и понимать, что иконопись – это не просто искусство, это искусство церковное, а икона – это книга о вере. В общем, как расширят возможности экскурсионной программы, снова пойду. Завершением этого визита стало приобретение в тамошней иконной лавке небольшой книжечки о Николае Японском ( Касаткине) – основателе Православной церкви в Японии. Но это уже другая история.

За организацию экскурсии, приятную компанию и массу впечатлений  спасибо компании “Дороги мира” 

Фото: Prim-Travel

 

 

Возможно вас заинтересует

Владивосток с размахом и сытно отметил “На гребне” день города
В Приморье
32 просмотров
В Приморье
32 просмотров

Владивосток с размахом и сытно отметил “На гребне” день города

Ольга Алексеева - 04.07.2022

Отгремел во Владивостоке День города. Празднование активно «подогревала» местная гастрономия. Пиршество на главной площади города продолжалось два дня. Разнообразие было…

2 июля Фестиваль «На Гребне!» и День города объединят свой потенциал
В Приморье
216 просмотров
В Приморье
216 просмотров

2 июля Фестиваль «На Гребне!» и День города объединят свой потенциал

Павел Кузнецов  - 28.06.2022

День города обещает быть не только интересным, но и вкусным. Во Владивостоке на центральной площади состоится открытие Фестиваля дальневосточного гребешка…

«Камчатское меню» будет состоять только из местных продуктов
От первого лица
185 просмотров
От первого лица
185 просмотров

«Камчатское меню» будет состоять только из местных продуктов

Павел Кузнецов  - 27.06.2022

Первый этап проекта «Гастрокэмп Камчатка 2022» завершён, участники составили список необходимых ингредиентов и готовы переходить к этапу приготовления блюд для…

Оставить комментарий

Ваша почта не будет опубликована