Мужской монастырь Серафима Саровского: здесь и в пионеры принимали, и депутатов выбирали, и с богом говорили

1579 Просмотры

Во всем мире культовые здания и сооружения привлекают туристов. Привлекают историей, архитектурой, энергетикой. Владивосток – не исключение. Тут есть золоченые луковицы православных храмов, островерхие шпили готических соборов, пирамидальные крыши армянской церкви, спокойный фасад еврейской синагоги «Бейт Сима»…   В этот перечень можно добавить и два монастыря – женский и мужской.  Будем знакомиться.

Недавно посетили монастырь. Да еще и  мужской. Монастырь Серафима Саровского. Такой новый экскурсионный маршрут презентовала туркомпания-оператор «Дороги мира». В нем соединились история Владивостока, православная страница города и даже гастрономические особенности.

Как оказалось, всех приходящих в монастырь, можно разделить на три группы.

Первая далеко не ходит, а решает все свои вопросы в местной пекарне – там продают свежеиспеченный хлеб, различные булочки, пряники, мед. Хлеб раскупается мгновенно. Не успел, жди новой выкладки в здешнем маленьком кафе за чашкой чая с нежными эклерами или «корзинками» в окружении фотографий о жизни монахов. Кстати, среди посетителей достаточно тех, кто едет сюда из разных уголков Владивостока.

Один из кадров о жизни монастыря (Фото: Prim-Travel)

Вторая – это те, кто приходит на разговор со всевышним в местный  храм.  Кому-то из проживающих на острове не всегда удобно выбираться в город, а здесь можно «поговорить» без сутолоки и любопытных глаз.

Третья – это те самые любопытные. Монах расскажет об истории монастыря. В разные годы в здании храма и с богом говорили, и в  пионеры принимали, храм пережил и экспроприацию, и перестройку… Расскажут про среднюю часть храма, про алтарь, про написание икон, про престольные праздники, про богослужения. Можно заглянуть в  местную церковную лавку.

Конечно, есть храмы с более богатой историей – у одних (прим: из ныне действующих в России) жизненный путь начался в начале 16-го века, а то и раньше, у других – древние иконы и хоругви, у третих многочисленная община. Но это не значит, что Свято-Серафимовский монастырь не достоин внимания.

Вход в храм отмечен двумя якорями (Фото: Prim-Travel)

По сравнению с городами средней и центральной части России Владивосток молод, и даже очень. Социально общественное развитие пришло сюда довольно поздно. Все-таки середина 19 века. И Владивосток больше позиционировали, не как обычный город, а как место базирования флота, как крепость.

Самое старое здание на территории монастыря – это здание храма. Никаких архитектурных излишеств – небольшой портик, купол, возле входа вывеска «Свято-Серафимовский мужской монастырь» и большой якорь… Это дань истории. Когда-то в конце 19-го и начало 20-го века здесь размещался полковой храм 34-го Восточно-Сибирского стрелкового полка, расквартированного на острове. До этого у полка была своя домовая церковь барачного типа в бухте Бабкина. В то время на Русском было чуть более 10 храмов. До нашего времени должно только это здание. Да и то сильно обновленное.

В иконной лавке монастыря (Фото: Prim-Travel)

С началом первой мировой, когда полк отбыл на фронт, здесь размещалась временная церковь управляющего Владивостокской крепости, были и свои прихожане. Все думали, что война – явление временное, и скоро все вернется на круги своя. Но история пошла по другому пути. С победой революции началось искоренение религиозной жизни. И если на западе это было сложнее, все-таки там обители и храмы были с более внушительной историей, то на востоке страны все было в зародыше. Так что «пустить все под нож» не составило большого труда. До середины 20-х годов прошлого столетия, службы здесь еще велись, и кто-то да приходил на разговор со всевышним. Правда, порой ситуация доходила до абсурда. И архивы тому подтверждение. Это как раз был  период активной повсеместной борьбы с богом. Местный батюшка служит пасхальную службу, идет крестный ход, и тут заявился отряд местных комсомольцев со своими символами светлого будущего – знамена алкоголь, маски чертей, плакаты о высмеивании бога и верующих. В общем после 1925 года батюшек разогнали, имущество растащили местные люмпены, а само здание тогдашний квартирный отдел военного ведомства  отдал под клуб товарища Сергеева (прим: это в честь него в Приморье в 1924 году был назван город Артем).

В 2014 году храму преподобного Серафима Саровского на острове Русский исполнилось 100 лет (Фото: Prim-Travel)

Потом здесь размещался офицерский клуб. А для правильного воспитания молодых офицеров и определения пути  в светлое будущее все напоминания о всевышнем были уничтожены – купола были взорваны, кресты выломаны с «корнем», надписи замазаны или закрашены. Чтобы убедиться в этом, достаточно глянуть старые кадры. В здании с периодическим постоянством проводился прием в пионеры,  комсомольские собрания, выборы. А в 80-х, когда начался перестроечный период, военный городок начала постепенно приходить в упадок – шло тотальное сокращение гарнизонных сил, расформировывались части, в одночасье опустел и городок на Русском.  Заброшенное здание и горело, и подвергалось набегам местных вандалов и искателей металлолома. В итоге – сгоревшая крыша, провалившееся перекрытие, выбитые окна.  Вид  и состояние были плачевными – именно таким это здание храма досталось местной общине в начале 90-х. В  2000-м году храму  вернули его название – храм преподобного Серафима Саровского, а в 2001 первом здесь уже обосновалась и монашеская община.

Средняя часть монастырского храма (Фото: Prim-Travel)

Тогда в монастыре было около 40 монахов, сейчас 23 человека – монахи, трудники, послушники. И есть предположение, что в обозримом будущем больше вряд ли будет. Люди приходят и уходят, не хотят оставаться. Для чего идут в монахи? Говорят, что такой жизненный путь выбирают те, кто готов посвятить свою жизнь Христу. В общем, в основе такого выбора лежит всецельная поглощающая любовь ко всевышнему. Но есть и другие.  Это те, кто не может дела устроить в миру,  бизнес пошел под откос, супруга выгнала, жить негде. Но такие люди здесь долго не выдерживают. Ибо монастырь – это место молитвы: здесь много постятся и много молятся, необходимые атрибуты монаха и послушника в монастыре – послушание, аскеза, самоограничение. Мыкающимся это все объясняют, но мало у кого получается.  Люди приходят в возрасте, обычно, где-то за 40, тут уже у него сформировано мировоззрение, и перестраиваться он не может и не хочет. От старых убеждений сложно отказываться. А у молодых и так все отлично – спорт, семья, карьера, образование, амбиции.

Арка под монастырской колокольней скоро станет центральным входом (Фото: Prim-Travel)

Сейчас  на территории монастыря все здания выглядят прилично, в них вложено много труда. Кроме храма есть братский корпус, иконописная мастерская, трапезная, гараж, колокольня. Колокольню монахи строили сами, на это понадобилось лет восемь. Сейчас в планах внутренняя отделка и оформление арки. В перспективе там будет главный ход. Почти на самом верху колокольни установлены куранты, которые отзванивают каждые 15 минут. Но есть и колокола. В монастыре три монаха-звонаря, которые звонят в торжественные дни, например, на пасху или в  день рождения Серафима Саровского. Внешне здания выглядят старо, причина кроется в кирпичной кладке. Когда военные городски на Русском стали пустеть, то дореволюционные казармы пришли в упадок, стены рушились, кирпич оказался не удел. Его-то и начали подбирать монахи, используя старый кирпич для дела и давая ему вторую жизнь.

Здание пекарни и магазинчика, где продают монастрский хлеб (Фото: Prim-Travel)

На территории храма, точнее, на его границе с внешним миром, есть небольшая кафешка  для паломников. Порой здесь выстраиваются очереди – все жду свежеиспеченные хлеб и булочки. Раньше у монахов был свой небольшой огородик, но сказалась нехватка рук. Сейчас один из монахов выращивает что-то по мелочи, больше на стол, а не на продажу. На продажу – молоко (в монастыре есть семь  «буренок») и мед. На Русском медосбор, честно говоря, никакой, поэтому улья с наступлением сезона вывозят в Спасский и Ханкайский районы. Оттуда периодически привозят рыбу. Раньше был свой монах, который обеспечивал монастырь рыбой, которую ловил с лодки тут же у побережья. Монаха того теперь уже нет. Поэтому рыбу либо привозят с Ханки, либо покупают. Рыба – это понятно и объяснимо, ведь именно рыбой господь угощал апостолов.  А вот мяса монахи не едят.

В качестве временной колокольни монастырю служит действующий створный знак маячной службы ТОФ (Фото: Prim-Travel)

После постройки и открытия моста на остров Русский в 2012 г. возросло количество приезжающих в монастырь паломников. Так что у монастыря для таких «гостей» есть и своя гостиница. Монастырская звонница была составлена из корабельных рынд и чудом сохранившихся старинных церковных колоколов. В качестве временной колокольни монастырю служит действующий створный знак маячной службы ТОФ, установленный в нескольких метрах от храма. Тут же рядом есть летняя часовня с вырезанной в натуральную величину деревянной скульптурой преподобного Серафима, молящегося на камне. Камень был взят на острове Русский в районе бухты Мелководная.

Завершилась экскурсия обедом в монастырской трапезной. В меню рыбный суп, жареная рыба, салат, молоко, хлеб, чай и карамельки.

Обед в трапезной (Фото: Prim-Travel)

Чего не хватило? Звона колоколов, посещения кельи (в некоторых монастырях показывают, как живут монахи) и иконописной мастерской. Кстати, здешний настоятель игумен Климент – человек талантливый, тоже пишет иконы. Стоит помнить и понимать, что иконопись – это не просто искусство, это искусство церковное, а икона – это книга о вере. В общем, как расширят возможности экскурсионной программы, снова пойду. Завершением этого визита стало приобретение в тамошней иконной лавке небольшой книжечки о Николае Японском ( Касаткине) – основателе Православной церкви в Японии. Но это уже другая история.

За организацию экскурсии, приятную компанию и массу впечатлений  спасибо компании “Дороги мира” 

Фото: Prim-Travel

 

 

Возможно вас заинтересует

Во Владивостоке впервые в России с помощью нейросети соединили гастрономию и современное искусство
Дневник наблюдений
179 просмотров
Дневник наблюдений
179 просмотров

Во Владивостоке впервые в России с помощью нейросети соединили гастрономию и современное искусство

Павел Кузнецов  - 30.11.2022

Владивосток и гастрономическая тема – это как сиамские близнецы. Одно без другого не существует. Но дело уже не ограничивается посиделками…

«Горный воздух» и Холдоми – лучшие на Дальнем Востоке
От партнеров
90 просмотров
От партнеров
90 просмотров

«Горный воздух» и Холдоми – лучшие на Дальнем Востоке

Павел Кузнецов  - 30.11.2022

В Москве состоялось вручение первой национальной премии «Горы России». Дальневосточные места активного отдыха среди лауреатов номинаций по федеральным округам Российской…

Начало зимы в Приморской Мариинке будет “жарким”
От первого лица
114 просмотров
От первого лица
114 просмотров

Начало зимы в Приморской Мариинке будет “жарким”

Павел Кузнецов  - 30.11.2022

Приморская сцена Мариинского театра представляет насыщенную афишу первого месяца зимы. Восточные балеты, опера о неразделённой любви и сказочный спектакль, который…

Оставить комментарий

Ваша почта не будет опубликована