Фразу «Увидеть Париж и умереть» легко можно перефразировать в «Увидеть Фаберже и умереть». Подлинные работы ювелира его императорского величества, а не изящные реплики, история ювелирного мастерства, уникальные произведения – все это на выставке «Эпоха Фаберже. Золотой век русского ювелирного искусства», которая открылась во Владивостоке.
Имя Карла Фаберже известно, фактически каждому. И фактически каждый наслышан о его ювелирном искусстве, где верхом мастерства и по сей день считаются яйца Фаберже. Но вот не каждый их видел. Речь не о фотографиях в интернете или журналах, а о тех экспонатах, которые представлены в музеях, и на которые смотришь затаив дыхание. Разглядывая мельчайше подробности, осознаешь смысл словосочетания «ювелирная точность». Но сюда еще обязательно нужно добавить такие понятия, как красота, изящество, уникальность.
Если почитать что-то о Фаберже, то можно только удивиться тому, что он не создатель всех этих шедевров, а скорее соавтор. Он участвовал в разработке эскизов, а вот сами изделия уже создавали другие – камнерезы, огранщики, паяльщики, шлифовальщики и т.д. Но зато грамотное руководство и правильная подборка кадров, как сейчас бы сказали отличный маркетинг и менеджмент, вывели фирму на высокий уровень. Когда работы Фабереже заинтересовали, считай удивили и покорили тогдашнего российского императора Александра III, молодому ювелиру исполнилось всего 36 лет. А спустя через три года он создал свое первое ювелирное яйцо – «Курочка». Это был подарок императора супруге Марии Фёдоровне на Пасху. И это уже стало традицией. Каждый год – по ювелирному шедевру. Причем, готовилось такое изделие долго и кропотливо, иногда на весь процесс – от идеи и эскиза до претворения в жизнь уходило больше года, и тогда сюрприз откладывался до следующего праздника. Кстати, императорский двор был не единственным заказчиком у Фаберже. К нему с такими же заказами о создании подарков-яиц обращался и Феликс Юсупов (прим: тот самый, который участвовал в организации убийства Распуина). Поговаривают, что в числе заказчиков, пожелавших иметь не только пасхальные яйца, но и ювелирные украшения, были герцогиня Мальборо (прим: дочь одного из богатейших и успешнейших предпринимателей США XIX столетия Корнелиуса Вандербильта), члены европейской династии банкиров Ротшильды, племянник основателя Нобелевской премии, инженер и крупный нефтепромышленник Эммануэль Нобель, прима-балерина Мариинского театра Матильда Кшесинская.
А можно ли красоту описать словами? Чтобы не сказал, все равно будет блекловато и малоинформативно. Поэтому, лучше один раз увидеть. А такой шанс выпадает далеко не каждому. До коллекций Музеев Кремля, Эрмитажа Музея Фаберже еще добраться надо. А здесь это искусство, которое вне времени, «пришло» на встречу с гостями и жителями Владивостока.
Выставка, которая открылась в залах музея-заповедника истории Дальнего Востока им. Арсеньева, — это более 300 уникальных произведений, созданных по заказам августейших особ, а также изделия для более широкого круга почитателей ювелирного искусства. «Эпоха Фаберже. Золотой век русского ювелирного искусства» – увидеть эти чарующие и завораживающие предметы сало возможным благодаря сложившемся партнерству с Музеями Московского Кремля. Генеральными партнерами выставки являются государственная корпорация “Росатом” и Транспортная группа FESCO.
«Для того, чтобы такая огромная коллекция одного из ведущих музеев России приехала во Владивосток, одной активности со стороны музейщиков явно недостаточно. Здесь сошлись усилия всех участников развития страны и Дальнего Востока, – Министерства культуры и Минвостокразвития РФ, позиция власти края и города Владивостока, меценатов, оказавших неоценимую поддержку», – подчеркнул директор Музея Арсеньева Виктор Шалай.
Самая знаковая часть экспозиции выставки – три пасхальных яйца. Они были изготовлены по заказу императоров Александра III и Николая II. Каждое изделие – непостижимый по своему исполнению предмет ювелирного искусства, который является не просто сувениром, а несет в себе определенный смысл. В них воплотились события российской истории начала ХХ столетия: 300-летие династии Романовых и начало Первой мировой. Так «Нефритовое яйцо» было изготовлено по заказу Николая II в подарок жене Александре Федоровне в 1908 году. Изделие украшено пятью миниатюрными портретами детей монархов, которые написаны акварелью на слоновой кости. Еще одно изделие – подарок на трехсотлетие дома Романовых – насыщено государственной символикой. Удивительно то, что внутри яйца помещен вращающийся глобус, где дважды представлено изображение Северного полушария с границами Российской империи в разные времена. Третье яйцо – «Военное стальное». Оно находится в музее Оружейной палаты и остается одним из немногих яиц Фаберже, не покидавших пределы России. Кстати, его визуальная простота – это не от недостатка драгоценных камней и металлов в период Первой мировой, дескать, трудности военных будней. Причина – нехватка кадров, оказывается многих мастеров взяли на военную службу и на государственные заводы. А доверить красоту и изящество Фаберже был готов не каждому.
Значимость выставки отметила и Министр культуры РФ Ольга Любимова, принявшая участие в церемонии открытия. Жителям и гостям города нереально повезло – у них почти четыре месяца есть возможность любоваться шедеврами мирового уровня. Акцентировав внимание на высочайшем уровне коллекции, которая, как говорят профессионалы стала настоящим музейным хитом, глава федерального ведомства подчеркнула: ценные предметы из фондов Музеев Московского кремля, представленные на выставке во Владивостоке – не только драгоценные изделия. Это сакральные культурные артефакты, отражающие богатую историю страны.
«Нам очень важен союз двух музеев. И психологически, и геополитически. Это отличный опыт, когда крупнейший столичный музей не замыкается внутри собственной коллекции, и когда музей в регионе имеет техническую возможность принять такого статуса предметы. «Эпоха Фаберже» во Владивостоке – это тройная радость. И с точки зрения смыслов, и с точки зрения развития инфраструктуры музейных площадок, и открытости. Я абсолютно уверена, что выставка будет однозначно интересна посетителям любого возраста», – сказала Ольга Любимова.
Выставка – это плюс в копилку повышения туристической привлекательности Владивостока. Это так же и повышение образовательного уровня. И дело здесь не в возрасте. Кто-то уже делится мыслями о том, что захотелось узнать больше о самом отце-основателе Карле Фаберже, о методиках его работы, технологиях изготовления деталей и самих изделий, творческих потугах и т.д.
Мэр Владивостока Константин Шестаков подчеркнул, что экспозиция, представленная в музее, дает возможность нашему городу встать в один ряд со значимыми городами мира, ведь данная коллекция до этого выставлялась лишь в Москве, Санкт-Петербурге и нескольких городах Европы.
На выставке представлены не только легендарные пасхальные яйца, но и ювелирные изделия, среди которых украшения, статуэтки, и даже предметы драгоценной посуды. Среди этих изделий есть и работы, изготовленные современниками Фаберже. Например, Павел Овчинников великолепно имитировал различные фактуры — ткань, бересту и пр. А в создании изделий с многоцветной эмалью по сканному рисунку на мотивы русских узоров ему не было равных. Иван Хлебников, в работах которого русский стиль гармонично сочетался со сдержанным и пластичным модерном, поражал искусностью эмалевой и чеканной работ, и даже закрадывалось сомнение – а не кистью ли это все изображено? Орест Курюков, зять Ивана Хлебников, показал свое «лицо» – в работах был чистый и великолепной огранки хрусталь, а чувствуя влияние времени и запросы аудитории, использовал при производстве шкатулок, чайников, графинов стили ар нуво или модерн. Федор Лорие прославился изготовлением серебряных изделий, столовым серебром, художественными чеканными оправами хрустальных столовых предметов. Ручная чеканка, тиснение различных изображений и узоров, пластические формы делают эти изделия уникальными.
Недаром во время открытия выставки директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина в своем видеообращении подчеркнула, что данная выставка – это беспрецедентное культурное событие и пример того, насколько совершенно, вечно и благородно отечественное ювелирное искусство.
Выставка «Эпоха Фаберже. Золотой век русского ювелирного искусства» продолжит свою работу во Владивостоке до 12 января 2025 года. Все желающие познакомиться с уникальными предметами Музеев Московского Кремля могут посетить главный корпус учреждения по адресу Светланская, 20 ежедневно с 10 до 19 часов.
Фото: Жанна Беляева, Слава Иванов, Музей истории ДВ им. Арсеньева
Возможно вас заинтересует
Таиланд и жемчужины ЮНЕСКО: откройте разнообразие культуры и природы
Павел Кузнецов - 26.11.2024Таиланд — это не только богатая история и захватывающая дух природа. На территории королевства находится восемь объектов всемирного наследия ЮНЕСКО,…
Изящные предметы ювелирного дома Фаберже обрели тактильные копии
Павел Кузнецов - 26.11.2024Некоторые экспонаты выставки «Эпоха Фаберже. Золотой век русского ювелирного искусства» воплощены в тактильные копии. У посетителей с нарушением зрения появилась…
Есть ли будущее у рыболовного туризма в Приморье?
Павел Кузнецов - 26.11.2024Возможности рыболовного туризма и организацию любительского рыболовства обсудят в ходе круглого стола «Рыболовный туризм как один из перспективных видов экологического…