Определен шорт-лист спецноминаций Федерального агентства по туризму и премии АРХИWOOD-2022. В списке лэнд-арт-парк «Тужи», автором которого является известный скульптор, художник-график, ювелир и дизайнер Даши Намдаков. Этот проект был представлен в конце августа на выездной сессии ВЭФ-2022 на фестивале РГО. Как возникла идея проекта и что за ним стоит? Можно ли сделать что-то подобное в других регионах?
Имя Даши Намдакова, известного на весь мир художника и скульптора, знают и в Приморье. В картинной галерее проводилась его выставка, сам он участвовал в работе ВЭФ-2021, там же выставлялись его скульптуры. Но кроме этой творческой работы есть у скульптора еще одно «детище» – это парк «Тужи». Посчастливилось поговорить с ним.
Вы считаете творчество связующим звеном между субъектом и туризмом?
Между субъектом? Зачем делить? Земля у нас одна. Езжу по миру и много чего вижу, слышу, беру на заметку. Вижу разное проявление культур. И такой опыт, который есть у меня, наверное, мало у кого есть из моих земляков. И то, что я вижу, узнал, хочу привезти к себе. Хочу поделиться увиденным.
Впечатления от Ваших работ передать словами трудно. Хочется ощутить, впитать, наполниться чувствами. Понимаешь, что этника – это не только культура и история, это говоря современным языком, еще и очень круто!
Для этого мы и делаем это все, чтобы «растянуть» впечатления. Чтобы человек смог ощутить это не только в выставочном зале, но и за его стенами, чтобы захотел приехать туда, где это творим. Поверьте, впечатления в выставочном зале и впечатления вне его – абсолютно разные.
Расскажу один пример. Как-то я привозил к себе в деревню четверых немцев. Скажем, на охоту. Показать природу, познакомить с тем, чем живет глубинка. Это было еще до пандемии. Не успели они вернуться к себе на родину, как сразу же выстроилась очередь из 60 желающих приехать к нам немцев. Они хотели просто приехать и все увидеть своими глазами, увидеть то, о чем рассказали им их же знакомые. Это была какая-то цепная реакция. Так сработало сарафанное радио.
И парк «Тужи» мы делаем для того, чтобы приехавшие к нам люди смогли увидеть нашу культуру, искусство, быт, кухню. Ну, а дальше начнет работать сарафанное радио. У меня сейчас спрашивают: «А ты не боишься большого потока? Приедет много людей, вытопчут все, испортят всю красоту». Конечно, такая опасность есть. Но мы этот проект создавали, чтобы спасти деревню, а не наоборот. Мы не хотим, чтобы получился обратный эффект. Мы заинтересованы в том, чтобы этот гостевой поток не нанес ущерб, не растоптал деревню, не уничтожил культуру и традиции. Замечу, что к нашему проекту интерес огромней.
Т.е. люди едут, чтобы посмотреть на вас, на ваши работы, на место, где черпаете вдохновение, где творите, где живете и чем регион славится?
Да, это так. Просто деревня стала умирать, и я решил сделать такой проект, чтобы люди не уезжали, а остались в родных краях, чтобы деревня жила дальше.
А сколько в деревне дворов?
Изначально было 60 дворов, и жизнь там кипела. Сейчас все иначе. Дворы-то остались, но с наступлением холодов видно, что не все дома топятся. Т.е. уже не во всех домах живут люди. Село пустеет. Вот мы и хотим изменить ситуацию.
Едут гости в деревню. Что они смотрят, чем они там заняты?
Гостей ждем из разных уголков России, ждем и из-за рубежа из разных стран мира. Все могут увидеть традиции и культуру, посетить мастер-классы. Можно увидеть и как я работаю, и поработать вместе со мной. При желании эти работы можно оставить здесь и со временем мы получим не просто арт-площадку, а настоящее заповедное место.
Во Владивостоке была выставка с вашими куклами. В этих хрупких созданиях чувствуется мощь и энергетика. Каждый образ – это сказка, космос и жизнь. Как такое удается?
Знаете, а до школы русского языка не знал. Да и потом стеснялся. Когда школу закончил, то приехал в Улан Удэ и пошел в кино. А перед этим долго заучивал фразу «Дайте мне, пожалуйста, два билета на сеанс». Чтобы не ошибиться, не сбиться. В деревне-то русским фактически не пользовались, да и сейчас я с трудом говорю. Я шестой в семье, а всего нас восемь. Старшие всегда воспитывают младших. Всегда так было. Вот всей семьей меня и отправили в большую жизнь, дали образование. И когда у меня все уже пошло и стало получаться, я организовывая выставку в Нью Йорке, понял: я должен теперь вернуть долги семье. И дело не в деньгах. У нас в семье все талантливые. Одна среда, одни родители, кровь одна. Всем привили трудолюбие, научили ценить истинную красоту. Мы все выросли на этом. Мои сестры могли шить, выделывать кожу, плести из конского волоса. Братья, как и отец, были охотниками, столярами и плотниками, могли ковать железо.
И вот я всех собрал и говорю: «Давайте сделаем мастерскую и будем заниматься куклами». При изготовлении кукол собраны все специальности – живопись, скульптура, ювелирка, шитье, выделка шкур. А так как мы этим многим занимались и в детстве, то понимали, что и как. Братья с сестрами оставили свои занятия, работу, я построил мастерскую рядом с родительским домом и начали заниматься. Стали ездить по выставкам, посещали музеи, встречались с мастерами, я книги привозил. В результате наши куклы уже стали настоящим брендом и ездят по миру.
И моя семья уже не только делает этих кукол, но и получает с этого доход. Научились давать интервью. Это не так легко и просто, как кажется. Помню, когда на меня первый навели раз камеру, то внутри все похолодало и я двух слов не мог связать. А через пять лет та же дама в Иркутске у меня вновь берет интервью, и после беседы говорит: «Как подменили, всему учишься, не только искусству, но и умению вести диалог». Сегодня вся моя большая семья, а это вторые половинки братьев и сестер, их дети – мои племянники, живет в гармонии. И сами с собой, и с близкими, и с миром. Потому что занимаются не чуждой профессией, а любимым делом, которое еще и приносит доход. Они счастливы и получают огромное удовольствие от процесса.
Говорят: где родился, там и пригодился. Вы с этим согласны?
Эта земля дала мне эти знания. И благодаря этим знаниям я стал тем, кто я есть сегодня. Мне кажется, что я стал интересным и неплохим художником. Теперь, став взрослым, состоявшись в искусстве, я вступил в то время, когда надо отдавать долг. Этим я и занимаюсь. Но я точно знаю, что никогда не смогу вернуть то, что мне дал мой край, мой народ, моя деревня. И от этого немного грустно. Но я стараюсь вернуть хотя бы малую толику. Это моя благодарность.
Когда я был мальчишкой, я слушал рассказы наших стариков, затаив дыхание. Это были мифы, легенды, в них жила история. И передавались они из поколения в поколение. Это был другой огромный мир, который был насыщен всевозможными духами, животными, существами. И именно на этих знаниях основано все то, что я получил, что я сегодня имею. Они – фундамент моего творчества.
Грустно, что многое теряется, забывается, молодежи мало интересно. Поэтому сегодня очень важно уметь сохранить в себе эту историю, связь с прошлыми поколениями, и нести это дальше.
Фото: Prim-Travel
Ссылки по теме:
Как заманить туристов на Дальний Восток: от сервиса и уникальности до инфраструктуры и креатива
Возможно вас заинтересует
Таиланд и жемчужины ЮНЕСКО: откройте разнообразие культуры и природы
Павел Кузнецов - 26.11.2024Таиланд — это не только богатая история и захватывающая дух природа. На территории королевства находится восемь объектов всемирного наследия ЮНЕСКО,…
Изящные предметы ювелирного дома Фаберже обрели тактильные копии
Павел Кузнецов - 26.11.2024Некоторые экспонаты выставки «Эпоха Фаберже. Золотой век русского ювелирного искусства» воплощены в тактильные копии. У посетителей с нарушением зрения появилась…
Есть ли будущее у рыболовного туризма в Приморье?
Павел Кузнецов - 26.11.2024Возможности рыболовного туризма и организацию любительского рыболовства обсудят в ходе круглого стола «Рыболовный туризм как один из перспективных видов экологического…