Во Владивостоке впервые в России с помощью нейросети соединили гастрономию и современное искусство

3793 Просмотры

Владивосток и гастрономическая тема – это как сиамские близнецы. Одно без другого не существует. Но дело уже не ограничивается посиделками в кафе и ресторанах или гастрономическими сувенирами. Во Владивостоке вышли на новый гастроуровень, соединив в одном проекте локальные продукты, высокую кухню, музыку и картины, силу слова и возможности искусственного интеллекта.

Понадобилось время, чтобы в голове все увиденное и попробованное «разложить по полочкам». Инициатором и организатором мероприятия выступил ресторан паназиатской кухни Zuma.

Нейротехнологии всем в помощь. В помощь рестораторам, гурманам, творческим людям, охотникам за яркими впечатлениями. Все это дополнено  музыкой, видеодемонстрациями, творческими выступлениями и литературными вкраплениями… Именно таков оказался ужин-перфоманс Pacific Diffusion.

Наверное, не зря идея такого мероприятия родилась именно во Владивостоке. Город – микс, где соединяются океан и тайга, Европа и Азия, традиции прошлого и уверенный взгляд в будущее… И то, что еще недавно казалось нам прямыми противоположностями, объединилось в одно целое, усилив свои позиции арт-изображениями, гастрономией и искусственным интеллектом.

Первый в своем роде проект призван закрепить статус Владивостока как одной из признанных гастрономических столиц России – представляя современную дальневосточную кухню в контексте актуальных мировых трендов.

С чего все начиналось? Встретились два творческих человека – бренд-шеф ресторана Zuma Егор Анисимов и АИ-художник и фотограф Вячеслав Фурашов.

Первый поделился своей мечтой и идеями, как бы хотел представить дальневосточную кухню. И не просто озвучил планы на перспективу, а используя силу русского языка, описал, как это видит, какие появляются ассоциации при упоминанию того или иного продукта, метода приготовления… . Второй подхватил это «знамя». Проект начал приобретать реальные очертания. В итоге для каждого блюда подбиралось отдельное текстовое описание, чтобы оно было кратким, но при этом как можно точнее передавало используемые продукты, характеризовало полученное блюдо и вызывало определенные ассоциации.

Чтобы было понятнее, можно привести пример с облаками. Лежим на лужайке и смотрим на облака… Белые и пушистые… Плывут куда-то в даль. И тут кто-то говорит: «Ой, это облако похоже на кораблик, а другое на кита». Т.е. слова попадают в уши, далее все это дело осмысливает наш мозг, и сознание соглашается, что так и есть – пушистый кораблик и белый ватный кит плывут по небу. Именно так попытался охарактеризовать работу нейросети Вячеслав Фурашов. Далее этот творческий тандем собрал во едино слова-описания, слова-ассоциации и поместил их в специальную компьютерную программу – нейронную сеть, которая исходя из словарного набора нарисовала изображение быстро (потребовалась неделя, но по сравнению с живописью – э то быстро), качественно и в разных вариантах. При этом программа предложила много вариантов и сотни три были отвергнуты без раздумий. В итоге по тематике каждого блюда было получено семь картин.

«Это первая выставка подобного плана в России, и пока я не нашел чего-то похожего. Были попытки нейросетевого искусства в Санкт-Петербурге и Москве, но осмысленных картин с привязкой к еде – этого, точно, не было», – пояснил Вячеслав Фурашов.

«Идея взаимного влияния разнородных сущностей друг на друга (говоря научным языком, «диффузии») – одна из ключевых в гастрономии. Контрастные вкусы, разнородные текстурные акценты, цвета, даже агрегатные состояния… современный шеф так или иначе экспериментирует в этом направлении, пробует на прочность устоявшиеся границы. Мое собственное исследование – сет Pacific Diffusion. В нем представлены продукты Дальнего Востока, частично дополненные азиатскими вкусами. Пока это эксперимент, но дальше будет больше и интереснее. Старались подчеркнуть наше море, наш лес. Пришла идея соединить искусство и продукты. Результат наших идей и творческих поисков – на тарелках», – добавил Егор Анисимов.

К выносу готовится блюдо. В меню описание с упоминанием главного продукта и дополнительных, которые призваны усилить подачу, пощекотать вкусовые рецепторы, подхлестнуть впечатления. Красивая подача – все продумано до мелочей: и размещение продуктов на тарелке, и гастрономический декор, да и сама тарелка.

Каждое блюдо – это некая озвученная история, в которой уместились ассоциативные ощущения. Это могут быть море и попкорн из выброшенных на берег мелких ракушек, старое дерево или нежная акварель осеннего леса, пугливая косуля или стремящийся на нерест лосось. Все это дополнено видеорядом, выполненным в духе токийского поп-арта, российского модерна, современного китайского искусства, американского pulp-стиля, европейского сюрреализма. И дополняет все это музыка, в которой переплелись шорох волн и шум ветра, шепот листвы и звон капель.

«Иногда можно слышать, что мы в своей дальневосточной кухне многое переняли от азиатов. Но тут с какой стороны посмотреть. Владивосток – это вообще микс всего. Да, мы берем те же продукты, что и наши соседи. Но кто как готовит?! Приготовление абсолютно разное. Из привычных продуктов сформировали очень хорошее меню. Эти блюда потом могут быть добавлены в основное меню, а могут остаться сетом по предварительному заказу. Сет Pacific Diffusion имеет все основания, чтобы удивить гостей Владивостока. Здесь и новый уровень культурности, и новый сегмент туристов», – делится впечатлениями основатель «Музея Трепанга» Дмитрий Павлов.

Каждое блюдо дополнено напитком – это может быть коктейль, шутер, настойка, бокал вина. Какие-то напитки воспринимаются спокойно, а какие-то сразу-то и не принять. Вкус будоражит, порой он кажется слишком непривычным, иногда даже твои рецепторы отторгают предложенное. Так не может быть, чтобы в одном бокале напиток, специи, аромат можжевельника, горечь, легкие покалывания нёба… А сознание в это же время говорит: «Попробуй еще раз, попробуй, почувствуй. Поймешь обязательно, тебе понравится. Ты ощутишь всю палитру вкусов, и от глотка к глотку она будет меняться».

Тщательное приготовление и великолепная презентация блюд дают возможность насладиться ужином (или обедом). Каждое блюдо – это какая-то тайна или загадка. Сначала все долго разглядывают подачу – что и как уложено, как украшено. Потом пытаются увидеть то, что прописано в меню. Иногда зрение подводит – видишь реальный гребешок, а это оказывается десерт: мороженое из апельсиновой панна коты и юдзу-мармелада. Потом наступает момент вкушения – медленно, не торопясь, смакуя каждый кусочек. В итоге получаем гастрономический экстаз.

Интересно, что презентация этого сета прошла не в стенах ресторана, а в Центре современного искусства «Артэтаж». Это еще раз доказало, что гастрономия – это настоящее искусство. И галерея с кухней могут вести вполне паритетный диалог. Да и гастрономия легко могла бы стать десятой музой, увеличив нонет дочерей Зевса. По крайне мере, так писал Дмитрий Мережковский в своем романе «Смерть богов».

«Такие новые форматы очень нужны нашему городу. Сочетание гастрономии и современного искусства совершенно здесь к месту. Думаю, что такой подход поможет нашим намерениям выиграть статус гастрономической столицы ЮНЕСКО в следующем году», – подчеркнула заместитель главы администрации Владивостока Дарья Стегний.

Очень важный момент в этом мероприятии – слаженная и продуманная работа команды ресторана Zuma. И дело не только в выверенном тексте. Подача блюд, униформа ребят и даже творческое выступление, которое проводило параллель между нейронной сетью и современными технологиями – все это было наполнено креативом и любовью. Один Robot Dance чего стоил?!

«В нашем городе нужно развивать гастрономическое направление, нужно развивать гастрономический менеджмент, нужно работать не только с ресторанами. Необходимо создавать управленческую гастрономическую культуру, которую в рамках презентации ужина Pacific Diffusion коллектив ресторана Zuma продемонстрировал на самом высоком уровне», – подчеркнула директор Международного института окружающей среды и туризма Галина Гомилевская.

Для гостей Владивостока гастрономическая мозаика – это не только крабы и гребешок, это еще погружение в культуру соседних стран, знакомство с культурой и традициями коренных народов, и то, как это передают главные по тарелочкам. Лекцию про то, как можно готовить папоротник, прочитает любая приморская хозяйка, у которой в заначке всегда есть несколько дежурных рецептов. Ядреная кимчи – модный продукт и лекарство от болезней. А скоблянка с кукумарией – это вообще за пределами понимания для приезжих гостей. У нас это словосочетание слетает с языка с легкостью бабочки, а приезжий гость долго не может сообразить кто и что скоблит и почему надо при этом еще кумарить. Но зато это все безумно вкусно!

«Гастрономия – это то, что подчеркивает региональную идентичность. Это то, что делает турпродукт уникальным, а значит наиболее продаваемым. Для многих, впервые приехавших в Приморье, знакомство с дальневосточной кухней – это как погружение в другой гастрономический мир. Здесь можно жить годами, десятилетиями, и при этом продолжать открывать эти чудеса для себя снова и снова», – уверен руководитель Агентства по туризму Приморскому краю Арсений Крепский.

 

Коллектив ресторана Zuma со своими идеями, планами, проектами – реальный амбассадор гастрономии восточных рубежей России на всех уровнях – от регионального до международного. Здесь не только открывают, но еще сохраняют, тиражируют и популяризируют те гастрономические традиции, которые для многих не являются однозначными и актуальными. Zuma проверенный и давний партнер в деле продвижения приморской гастрономии на туристическом рынке России, ресторан представляет потенциал Приморья в масштабе всей страны.

Совсем скоро блюда из этого сета появятся в меню ресторана. Более того, они обречены стать модными. Вспомните, раньше было модно ездить в приграничный Китай праздновать семейные торжества. Так вот этот сет может занять прочные позиции на корпоративах, когда хочется удивить деловых партнеров, на романтических ужинах, на MICE-мероприятиях.

«Само место имеет большое значение. В этом случае впечатления несколько иные, чем от ужина в ресторане. Стоит рассмотреть возможность проведения подобных мероприятий вне ресторанов, поработать с тематическими площадками, а у нас во Владивостоке их много», – подытожил Арсений Крепский.

 

Фото: Prim-Travel, Роман Ромаренко, ресторан Zuma

Ссылки по теме: 

Возможно вас заинтересует

Отмечать «Волочаевские дни» собрались клубы реконструкции со всей России
От партнеров
35 просмотров
От партнеров
35 просмотров

Отмечать «Волочаевские дни» собрались клубы реконструкции со всей России

Ольга Алексеева - 10.02.2025

В селе Волочаевка Смидовичского района ЕАО прошел межрегиональный военно-исторический фестиваль «Волочаевские дни». Мероприятие приурочено к 103-й годовщине Волочаевской операции, которая…

В январе жители и гости Владивостока сделали более 80 тысяч фото в Приморском океанариуме
В Приморье
30 просмотров
В Приморье
30 просмотров

В январе жители и гости Владивостока сделали более 80 тысяч фото в Приморском океанариуме

Ольга Алексеева - 10.02.2025

В январе 2025 года жители и гости Приморья активно знакомились с экспозициями Приморского океанариума. Посетители гуляли по тропическому дождевому лесу,…

«Метель», куклы-марионетки и экскурсии по «пушкинским» местам Владивостока
Дневник наблюдений
46 просмотров
Дневник наблюдений
46 просмотров

«Метель», куклы-марионетки и экскурсии по «пушкинским» местам Владивостока

Ольга Алексеева - 10.02.2025

Имя русского поэта Александра Пушкина – не пустой звук. Есть тесная связь. Теперь она еще больше укрепилась. И все благодаря…

Оставить комментарий

Ваша почта не будет опубликована