Во Владивостоке впервые в России с помощью нейросети соединили гастрономию и современное искусство

3249 Просмотры

Владивосток и гастрономическая тема – это как сиамские близнецы. Одно без другого не существует. Но дело уже не ограничивается посиделками в кафе и ресторанах или гастрономическими сувенирами. Во Владивостоке вышли на новый гастроуровень, соединив в одном проекте локальные продукты, высокую кухню, музыку и картины, силу слова и возможности искусственного интеллекта.

Понадобилось время, чтобы в голове все увиденное и попробованное «разложить по полочкам». Инициатором и организатором мероприятия выступил ресторан паназиатской кухни Zuma.

Нейротехнологии всем в помощь. В помощь рестораторам, гурманам, творческим людям, охотникам за яркими впечатлениями. Все это дополнено  музыкой, видеодемонстрациями, творческими выступлениями и литературными вкраплениями… Именно таков оказался ужин-перфоманс Pacific Diffusion.

Наверное, не зря идея такого мероприятия родилась именно во Владивостоке. Город – микс, где соединяются океан и тайга, Европа и Азия, традиции прошлого и уверенный взгляд в будущее… И то, что еще недавно казалось нам прямыми противоположностями, объединилось в одно целое, усилив свои позиции арт-изображениями, гастрономией и искусственным интеллектом.

Первый в своем роде проект призван закрепить статус Владивостока как одной из признанных гастрономических столиц России – представляя современную дальневосточную кухню в контексте актуальных мировых трендов.

С чего все начиналось? Встретились два творческих человека – бренд-шеф ресторана Zuma Егор Анисимов и АИ-художник и фотограф Вячеслав Фурашов.

Первый поделился своей мечтой и идеями, как бы хотел представить дальневосточную кухню. И не просто озвучил планы на перспективу, а используя силу русского языка, описал, как это видит, какие появляются ассоциации при упоминанию того или иного продукта, метода приготовления… . Второй подхватил это «знамя». Проект начал приобретать реальные очертания. В итоге для каждого блюда подбиралось отдельное текстовое описание, чтобы оно было кратким, но при этом как можно точнее передавало используемые продукты, характеризовало полученное блюдо и вызывало определенные ассоциации.

Чтобы было понятнее, можно привести пример с облаками. Лежим на лужайке и смотрим на облака… Белые и пушистые… Плывут куда-то в даль. И тут кто-то говорит: «Ой, это облако похоже на кораблик, а другое на кита». Т.е. слова попадают в уши, далее все это дело осмысливает наш мозг, и сознание соглашается, что так и есть – пушистый кораблик и белый ватный кит плывут по небу. Именно так попытался охарактеризовать работу нейросети Вячеслав Фурашов. Далее этот творческий тандем собрал во едино слова-описания, слова-ассоциации и поместил их в специальную компьютерную программу – нейронную сеть, которая исходя из словарного набора нарисовала изображение быстро (потребовалась неделя, но по сравнению с живописью – э то быстро), качественно и в разных вариантах. При этом программа предложила много вариантов и сотни три были отвергнуты без раздумий. В итоге по тематике каждого блюда было получено семь картин.

«Это первая выставка подобного плана в России, и пока я не нашел чего-то похожего. Были попытки нейросетевого искусства в Санкт-Петербурге и Москве, но осмысленных картин с привязкой к еде – этого, точно, не было», – пояснил Вячеслав Фурашов.

«Идея взаимного влияния разнородных сущностей друг на друга (говоря научным языком, «диффузии») – одна из ключевых в гастрономии. Контрастные вкусы, разнородные текстурные акценты, цвета, даже агрегатные состояния… современный шеф так или иначе экспериментирует в этом направлении, пробует на прочность устоявшиеся границы. Мое собственное исследование – сет Pacific Diffusion. В нем представлены продукты Дальнего Востока, частично дополненные азиатскими вкусами. Пока это эксперимент, но дальше будет больше и интереснее. Старались подчеркнуть наше море, наш лес. Пришла идея соединить искусство и продукты. Результат наших идей и творческих поисков – на тарелках», – добавил Егор Анисимов.

К выносу готовится блюдо. В меню описание с упоминанием главного продукта и дополнительных, которые призваны усилить подачу, пощекотать вкусовые рецепторы, подхлестнуть впечатления. Красивая подача – все продумано до мелочей: и размещение продуктов на тарелке, и гастрономический декор, да и сама тарелка.

Каждое блюдо – это некая озвученная история, в которой уместились ассоциативные ощущения. Это могут быть море и попкорн из выброшенных на берег мелких ракушек, старое дерево или нежная акварель осеннего леса, пугливая косуля или стремящийся на нерест лосось. Все это дополнено видеорядом, выполненным в духе токийского поп-арта, российского модерна, современного китайского искусства, американского pulp-стиля, европейского сюрреализма. И дополняет все это музыка, в которой переплелись шорох волн и шум ветра, шепот листвы и звон капель.

«Иногда можно слышать, что мы в своей дальневосточной кухне многое переняли от азиатов. Но тут с какой стороны посмотреть. Владивосток – это вообще микс всего. Да, мы берем те же продукты, что и наши соседи. Но кто как готовит?! Приготовление абсолютно разное. Из привычных продуктов сформировали очень хорошее меню. Эти блюда потом могут быть добавлены в основное меню, а могут остаться сетом по предварительному заказу. Сет Pacific Diffusion имеет все основания, чтобы удивить гостей Владивостока. Здесь и новый уровень культурности, и новый сегмент туристов», – делится впечатлениями основатель «Музея Трепанга» Дмитрий Павлов.

Каждое блюдо дополнено напитком – это может быть коктейль, шутер, настойка, бокал вина. Какие-то напитки воспринимаются спокойно, а какие-то сразу-то и не принять. Вкус будоражит, порой он кажется слишком непривычным, иногда даже твои рецепторы отторгают предложенное. Так не может быть, чтобы в одном бокале напиток, специи, аромат можжевельника, горечь, легкие покалывания нёба… А сознание в это же время говорит: «Попробуй еще раз, попробуй, почувствуй. Поймешь обязательно, тебе понравится. Ты ощутишь всю палитру вкусов, и от глотка к глотку она будет меняться».

Тщательное приготовление и великолепная презентация блюд дают возможность насладиться ужином (или обедом). Каждое блюдо – это какая-то тайна или загадка. Сначала все долго разглядывают подачу – что и как уложено, как украшено. Потом пытаются увидеть то, что прописано в меню. Иногда зрение подводит – видишь реальный гребешок, а это оказывается десерт: мороженое из апельсиновой панна коты и юдзу-мармелада. Потом наступает момент вкушения – медленно, не торопясь, смакуя каждый кусочек. В итоге получаем гастрономический экстаз.

Интересно, что презентация этого сета прошла не в стенах ресторана, а в Центре современного искусства «Артэтаж». Это еще раз доказало, что гастрономия – это настоящее искусство. И галерея с кухней могут вести вполне паритетный диалог. Да и гастрономия легко могла бы стать десятой музой, увеличив нонет дочерей Зевса. По крайне мере, так писал Дмитрий Мережковский в своем романе «Смерть богов».

«Такие новые форматы очень нужны нашему городу. Сочетание гастрономии и современного искусства совершенно здесь к месту. Думаю, что такой подход поможет нашим намерениям выиграть статус гастрономической столицы ЮНЕСКО в следующем году», – подчеркнула заместитель главы администрации Владивостока Дарья Стегний.

Очень важный момент в этом мероприятии – слаженная и продуманная работа команды ресторана Zuma. И дело не только в выверенном тексте. Подача блюд, униформа ребят и даже творческое выступление, которое проводило параллель между нейронной сетью и современными технологиями – все это было наполнено креативом и любовью. Один Robot Dance чего стоил?!

«В нашем городе нужно развивать гастрономическое направление, нужно развивать гастрономический менеджмент, нужно работать не только с ресторанами. Необходимо создавать управленческую гастрономическую культуру, которую в рамках презентации ужина Pacific Diffusion коллектив ресторана Zuma продемонстрировал на самом высоком уровне», – подчеркнула директор Международного института окружающей среды и туризма Галина Гомилевская.

Для гостей Владивостока гастрономическая мозаика – это не только крабы и гребешок, это еще погружение в культуру соседних стран, знакомство с культурой и традициями коренных народов, и то, как это передают главные по тарелочкам. Лекцию про то, как можно готовить папоротник, прочитает любая приморская хозяйка, у которой в заначке всегда есть несколько дежурных рецептов. Ядреная кимчи – модный продукт и лекарство от болезней. А скоблянка с кукумарией – это вообще за пределами понимания для приезжих гостей. У нас это словосочетание слетает с языка с легкостью бабочки, а приезжий гость долго не может сообразить кто и что скоблит и почему надо при этом еще кумарить. Но зато это все безумно вкусно!

«Гастрономия – это то, что подчеркивает региональную идентичность. Это то, что делает турпродукт уникальным, а значит наиболее продаваемым. Для многих, впервые приехавших в Приморье, знакомство с дальневосточной кухней – это как погружение в другой гастрономический мир. Здесь можно жить годами, десятилетиями, и при этом продолжать открывать эти чудеса для себя снова и снова», – уверен руководитель Агентства по туризму Приморскому краю Арсений Крепский.

 

Коллектив ресторана Zuma со своими идеями, планами, проектами – реальный амбассадор гастрономии восточных рубежей России на всех уровнях – от регионального до международного. Здесь не только открывают, но еще сохраняют, тиражируют и популяризируют те гастрономические традиции, которые для многих не являются однозначными и актуальными. Zuma проверенный и давний партнер в деле продвижения приморской гастрономии на туристическом рынке России, ресторан представляет потенциал Приморья в масштабе всей страны.

Совсем скоро блюда из этого сета появятся в меню ресторана. Более того, они обречены стать модными. Вспомните, раньше было модно ездить в приграничный Китай праздновать семейные торжества. Так вот этот сет может занять прочные позиции на корпоративах, когда хочется удивить деловых партнеров, на романтических ужинах, на MICE-мероприятиях.

«Само место имеет большое значение. В этом случае впечатления несколько иные, чем от ужина в ресторане. Стоит рассмотреть возможность проведения подобных мероприятий вне ресторанов, поработать с тематическими площадками, а у нас во Владивостоке их много», – подытожил Арсений Крепский.

 

Фото: Prim-Travel, Роман Ромаренко, ресторан Zuma

Ссылки по теме: 

Возможно вас заинтересует

Около 17,5 тысяч человек стали гостями на масленичных гуляниях во Владивостоке
Фото и видео
11 просмотров
Фото и видео
11 просмотров

Около 17,5 тысяч человек стали гостями на масленичных гуляниях во Владивостоке

Ольга Кускова - 19.03.2024

Отгремела Масленичная неделя. Главный праздник прошел во Владивостоке на центральной площади города. Гостями праздника стали около 17,5 тысяч человек –…

Издан атлас с уникальным наследием Арсеньева
В Приморье
52 просмотров
В Приморье
52 просмотров

Издан атлас с уникальным наследием Арсеньева

Ольга Кускова - 18.03.2024

Наследие Владимира Клавдиевича Арсеньева, имя которого носит наш музей, продолжает открываться новыми гранями. Из печати вышел «Атлас картографических работ В.К.…

Во Владивостоке увеличилось число ранних бронирований на летний отдых
В Приморье
64 просмотров
В Приморье
64 просмотров

Во Владивостоке увеличилось число ранних бронирований на летний отдых

Ольга Кускова - 18.03.2024

С января по март 2024 года россияне по сравнению с прошлым годом гораздо активнее бронируют апартаменты и отели для летнего…

Оставить комментарий

Ваша почта не будет опубликована