Круиз-экспедиция на паруснике во Владивостоке или от аврала до романтики

281 Просмотры

Последнее время можно видеть, парусник «Надежда» по субботам выходит в акваторию залива Петра Великого. И хотя Владивосток парусами не удивить, но здесь есть нечто особенное: на борту фрегата – туристы.  Новый турпродукт предлагают оценить гостям Владивостока и его жителям.

Владивостокцы, как и положено жителям города у моря, любят и море, и паруса. Романтика, одним словом. Приезжающие в Приморье представители других регионов России порой с восторгом и завистью смотрят на реальную картину, когда парусник стоит на рейде или пересекает залив. Еще до недавней поры выход в море на борту парусника был пределом мечтаний. Сейчас это стало реальностью.

Уже неоднократно говорилось, что Владивосток, как город у моря, должен и обязан иметь широкий спектр «водных» развлечений – пляжи, различные активити (сапы, каякинг, парсейлинг, дайвинг), прогулки на катерах. Но такие возможности фактически есть везде. А вот прогулка под парусами на борту судна– это большая редкость. Потому что в России всего парта портов, где есть парусники, и один из них – Владивосток. И владивостокцы, и гости города уже успели оценить все прелести такой прогулки/ экскурсии/ туристического продукта. Можно назвать как угодно, но привлекательности это не уменьшит.

Начнем с того, что и организаторы этой прогулки, и команда фрегата дали почувствовать туристам, что они на борту желанные гости и создали атмосферу праздника уже на подходе к судну, украсив проход массой воздушных шаров. Не успел подняться по трапу, а тебя уже приветствует команда (и не беда, что это курсанты, молодые парни и девчонки) и кто-то из них тебя провожает в центр судна к грот мачте.

Как оказалось, курсанты все не местные, 40 ребят из Сибирского государственного университета водного транспорта проходят на борту «Надежды» двухмесячную практику.  «Я перешла на второй курс, учусь на специальности «Судовождение» и после окончания университета буду штурманом. Выбрала эту профессию осознано. У меня дедушка был капитаном на Черном море, а бабушка на том же судне старпомом. Они много рассказывали мне о море, кораблях, так что все сложилось во едино – династия, рассказы, гены, – рассказывает маленькая улыбчивая Даниэла Сороклет. – Наша практика длится с 14 августа по 2 ноября. И мы на борту судна – матросы. Стоим вахты, складываем и раскладываем паруса, вяжем узлы, драим палубу. Руки в мозолях, но это не страшно. Зато весело и интересно, ведь каждый день что-то новое. А еще на мачты лазим. Поначалу было немного страшно, но что поделаешь. Я ж будущий моряк! Теперь горжусь этим и выбранную профессию ни на что не променяю».

На борт поднялось более 100 туристов. Если бы это был обычный круизный лайнер, то каждый занимался своим бы делом. Но тут такой номер не пройдет. Надо всех гостей организовать.  Политика кнута тут вряд ли будет уместна. А вот пряник будет в самый раз. Тон задавала заместитель председателя Ассоциации учебного парусного флота России Елена Девятова. Чувство гордости за паруса, город, профессию она сумела передать не только курсантам, но и гостям парусника. И уже через несколько минут все туристы отлично усвоили, где нос и корма судна; что мачты называются фок, грот и бизань; трос, натянутый под реем, и по которому перемещаются курсанты при работе с парусом, именуется пертом. В общем. В результате такого «урока» словарный запас гостей значительно расширился, пополнившись «бом брамом», «сезневкой», «рангоутом» …. А ведь курсанты учат за неделю 44 километра такелажа.

Всех туристов еще до подъема на борт разбили по группам – различались они по цвету бумажных браслетов на руках. У каждой группы были свои «няньки», «учителя» или «экскурсоводы». На каждую группу пришлось по два курсанта. Ребята рассказали и показали, как протекает их жизнь на борту парусника». Провели по судну, продемонстрировали свои кубрики. В каждом кубрике размещается 12 курсантов, но как говорится в тесноте, да не в обиде – именно в таких условиях проверяются отношения, их прочность.  А дальше «по курсу» были кухня и столовая (посуда пластиковая, чтобы не билась, а к столам прикреплены специальные бортики, чтобы тарелки во врем качки «не выпрыгивали» на пол»), учебный класс, пост дежурного, кают-компания, рассказы о походах судна, о вип-гостях, которые поднимались на борт фрегата.

В «биографии» «Надежды» немало походов и именитых персон, которые засвидетельствовали свое почтение, восхищение и уважение команде и курсантам парусника. Так, например, в Гонконге на борт поднимался Джеки Чан, ему единственному разрешили подняться на самый верх мачты без страховочного пояса.  После этого он оставил признательную запись в книге «Надежды». Там же на страницах можно увидеть благодарственные записи, сделанные бортинженером космического корабля Сергеем Трещевым, актером Вилле Хаапасало, президентом России Владимиром Путиным.

«Когда мы впервые пришли на черноморскую регату, то бесспорным победителем всех регат был парусник «Мир». И тогда никто не сомневался в его победе. Поэтому все рекламные буклеты были заготовлены заблаговременно и там красовался «Мир» и соответствующая надпись «Парусник-победитель черноморской регаты – 2014».  Как и положено по утвержденному заранее протоколу, Президент страны Владимир Путин должен был подняться на борт парусника-победителя.  Но пришла на регату «Надежда» и выиграла ее, – рассказывает гостям Елена Девятова, показывая фотографии, где на горизонте «Мир» пытается догнать уверенно лидирующую «Надежду», а члены приморской команды фотографируются на фоне аутсайдера. – И когда Путина привели на «Мир», он удивился, дескать почему он не на борту победителя, и кто же такая «Надежда». После этого специально была изготовлена награда из хрусталя, и Владимир Путин лично вручил ее команде «Надежды».

Какой же парусник без традиций?! Так и на “Надежде”.  Стоит только при посещении парусника прикоснуться к каменному кругу с изображением календаря майя. который экипажу подарили при посещении Мексики, так все задуманное должно исполниться.   

Но это чуть позже, а пока гости учились на скорость и правильно одевать страховочные жилеты, соревновались в этом с курсантами, перетягивал с курсантами канат, пытались освоить азы вязания узлов. Булинь, восьмерка, штык, штык со шлагом – морские узлы и сегодня считаются настоящим искусством. Навыками мастерства их правильного вязания и уместного использования в конкретных случаях должен обладать каждый, кто выходит на водные просторы под парусами

Удалось посмотреть и авральные работы. Раздался сигнал over all и курсанты со скоростью «Феррари» понеслись по палубе для установки парусов. По вантам карабкались и парни, и девчонки. Нам оставалось только вжаться в стенки палубных надстроек, чтобы не путаться под ногами у молодых и активных и не зацепиться за разложенные в определенном порядке канаты.

«Это только со стороны кажется, что гости на борту – лишняя суета. Но она помогает нам быть находчивей. Гости на борту, аврал во время визита – это нештатная задача, мы начинаем координировать свои действия. Делаем так, чтобы мероприятие понравилось всем. Это совсем не в тягость, помогает разнообразить практику. Мы знакомимся с людьми, общение всегда полезно. Гости спрашивают. Как мы живем, как умещаемся в кубриках, хорошо ли нас кормят каково сменить почти на три месяца Новосибирск на морской Владивосток, чем занимаемся во время стоянок в порту, что успели посмотреть во Владивостоке», – делится некоторыми подробностями от практики и встреч с гостями курсант Данила Гуменчиков. В отличие от других курсантов, у парня уже за плечами 4 года учебы в речном училище и два года в армии. К романтическому настрою добавился трезвый взгляд на будущее.  «Приход в профессию начался с наводнения. Затопило поселок, где я жил с родителями, и мама переживала по поводу своих роз, которые оказались в погребе. Пришлось нырять за ними несколько раз. Потом я даже пошутил, что после школы стану моряком. Но как оказалось, человек предполагает, а судьба располагает.  Через три месяца окончил 9 класс и, стащив свои документы отправился поступать в речное училище. Родители были категорически против. Но увидев. Как мне нравится учеба, они успокоились уже на первом курсе.  После училища и двух лет в армии, сейчас я на втором курсе университета водного транспорта. За эти шесть лет я ни разу не пожалел, что выбрал эту профессию», – продолжает свой рассказ Данила Гуменчиков, будущий морской волк из поселка Звездный Иркутской области.

Кстати, это была не просто экскурсия на парусном судне. Это громко и звучно именуется «экспедицией». Детвору, которая участвовала в мероприятиях, сразу же произвели в юнги и по окончании рейса все получили из рук своих курсантов-наставников сувенирные медали за внимание, здоровое любопытство и правильное выполнение команд. Кстати, взрослые тоже оказались охочи до наград. И когда детворе вручали награды, суровые седовласые мужи кричали: «А нам! Мы тоже хотим! Мы тоже участвовали!». В общем, вернуться в детство всегда полезно.

Для многих участников эта экспедиция стала отличной романтической прогулкой.  «Недавно мы отметили 33 годовщину семейной жизни. И искали что-то нестандартное, интересное, без выезда за пределы Владивостока, чтобы отметить эту дату. И тут увидели объявление о прогулке на паруснике. Это то самое, что мы хотели. В прошлом году во время парусной регаты во время стоянки судов мы побывали на каждом из них. Но выйти под парусом в море – это ни с чем не сравнимое чувство. Мы ни на секунду не пожалели о затратах – ни о финансовых, ни о временных. Просто так на паруснике не прокатиться. Круизы расписаны на несколько лет вперед, да и это очень накладно. А здесь рядом, доступно, и отличная организация», – делятся впечатлениями Татьяна и Александр Болясовы.

Кроме ликбеза, экскурсии по судну, рассказов о паруснике и его достижениях, на борту был еще фуршет. Никакого кейтеринга. Все руками местных поваров. В фаворе уха и хлеб. Говорят, что вкуснее хлеба, который выпекают на судне, просто ничего нет. Убедились в этом лично!

Если говорить дальше о романтизме, то на борту парусника можно было даже воспользоваться услугами бутылочной почты. «Бутылка с запечатанным в нем письмом и сброшенная в волны – это так романтично! А я всегда верила в сказки. Написала желание. Кто его прочтет? Мне нужен был ритуал, чтобы мое желание сбылось. И вот все получилось – парусник, море, бутылочная почта, романтический настрой. Прогулка – сплошной восторг. Мероприятие активное, познавательное, время пролетело незаметно, по деньгам жалости нет. Правда, хотелось, кроме всех активти и фуршета оставалось побольше времени на романтику – тихо постоять у борта, полюбоваться панорамой, закатом», – делятся своими впечатлениями владивостокцы Олеся Фролова и Денис Ратовский.

Стоит отметить, что в билете прописана трехчасовая прогулка. На самом деле она растянулась почти до 4 часов. И гости, и курсанты никак не могли проститься друг с другом. Куда делась вся та серьезность, с которой отдыхающие поднимались на борт. В конце этого непродолжительного путешествия из жалеющих выступить со словами благодарности образовалась целая очередь.

«У меня раньше было две мечты – прокатиться на паруснике и увидеть северное сияние. Теперь осталась одна мечта. Наш Владивосток –  уникальный город. Дальний Восток – территория, которая обречена на развитие, и все мы обязаны сохранять традиции и их поддерживать. Многие ли знают, что у «Надежды» несколько побед в регатах? Мы должны гордиться и городом, и этими ребятами, и такими уникальными моментами, рассказывать об этом», – считает Светлана Горшунова. «Попасть на парусник – это была моя главная мечта. И она сбылась. Мне все очень понравилось. Теперь у меня есть новая мечта – я хочу стать матросом и служить на «Надежде», – смущаясь говорит в микрофон 7-летний Владислав Лобастов, для которого прогулка на паруснике стала подарком к поступлению в школу.

Среди туристов на «Надежде» были не только владивостокцы. Вообще география Приморья была представлена всесторонне. Но на борт поднялись так же жители Орла, Хабаровска, Петропавловска-Камчатского, Иркутска и даже Гамбурга. Подозреваю, что были и из других регионов России.

«Я пятый раз во Владивостоке. Хотел еще семь лет назад подняться на борт «Мира», но не получилось. И вот я на паруснике. Это мой первый опыт. Само мероприятие и прогулка по акватории – отличное проведенное время. Потом поделюсь своими впечатлениями друзьями. Знаю, они будут мне завидовать. Я вижу, как меняется Владивосток. Первый раз я посетил ваш город в 92-м году, сразу после того, как он стал открыт для иностранцев. Последний раз я был здесь пять лет назад. Город развивается семимильными шагами, становится очень красивым, прогулка только усилила ощущения, еще 10 лет назад об этом даже нельзя было мечтать», – рассказывает Хартмут Ру, приехавший во Владивосток из Гамбурга по делам бизнеса.

Россия на сегодня обладатель самого мощного и самого большого в мире учебного парусного флота. Есть, например, компания Star Clippers. Число желающих отправиться в круиз на борту этих парусников расписано на несколько лет вперед. Как-то в недельный вояж на одном из таких судов отправилась и королева Швеции. Но! Командуют этими парусниками российские капитаны, которые в свое время прошли отличную школу на «Крузенштерне» или «Палладе», «Седове» или «Надежде». Так что у нас есть все основания гордиться тем, что Россия впереди планеты всей не только в области космоса и балета, но и в парусном флоте.

Отдельный респект и капитану «Надежды» молодому, красивому и мужественному Сергею Воробьеву, отцу четверых сыновей, который все это время был «в тени» и давал возможность выйти на первый план курсантам, чтобы укрепить веру в профессию и людей.

«Мы давно мечтали о таком проекте, чтобы на борт поднимались обычные люди, чтобы они могли увидеть жизнь команды. В Европе давно занимаются тем, что благодаря таким day trip рекламируют, рассказывают, поворачивают лицом к профессии.  Курсантом только в радость рассказать о корабле, службе, о своих достижениях. Люди приходят – кто-то с завышенными ожиданиями, кто-то со степенью недоверия, а ты поворачиваешь лицом к себе. И чем больше отдаешь гостям, тем больше получаешь – благодарности, улыбки, аплодисменты, у кого-то завязываются дружеские отношения.  Мы уверены, что и наши рассказы, и демонстрация самого судна направлены на гражданскую гордость. Романтика, паруса, возвращение в юность – для многих такое бывает раз в жизни. И люди это понимает. Подняться на борт можно и в других странах во время путешествий, а дальше что? А тут масса активити, чуть ли не шоу, сувениры, кухня, прогулка под парусами – это, действительно, уникальный случай». – уверена Елена Девятова.

В следующем году во Владивостоке вновь пройдет парусная регата учебных парусных судов. Есть надежда, что подтянутся еще парусники из Южной Америки, расширится и перечь портов, где будут принимать регату встречать эти суда – кроме России и Южной Кореи должны добавиться Япония и Китай. Это значит, что то добрососедство, которое существует в нашем регионе, должно укрепляться посредством этих молодых людей. Кстати, впереди еще один план – возможность участия в таких прогулках под парусами и организованных иностранных групп.

Многие просто не представляют, какой у них есть великолепный шанс – подняться на борт парусника и отправиться в увлекательное морское приключение, окунуться в историю мореплавания, ощутить силу соленого ветра и морского братства. «Надежда» – это учебное судно. Оно может уйти в поход, отправиться для участия в регате, встать на ремонт, у курсантов учебный год…. И получается, что возможностей для таких прогулок, когда еще и погода благоволит – раз-два и обчелся. Поэтому не стоит упускать такой шанс.

Под “занавес” курсанты устроили СREW-party на палубе возле грот мачты. Были тут и “Есаул” Газманова и матросский танец “Яблочко”. 

Судно уже встало у причала, подали трап, на город опустился теплый вечер, а гости все еще желали курсантам и членам команды счастья, удачи, побед в регатах и семь футов под килем. И громко кричали на палубе: «Виват, «Надежда», «Виват, курсанты», «Виват, Россия!».

В подростковом возрасте я любила читать книги про путешествия, бредила парусами, рисовала барки, клиперы. фрегаты, бриги. И прогулка на “Надежде” это было сродни возвращению в юность. И если вдруг во Владивостоке вы увидите объявление о прогулке по акватории на паруснике “Надежда” – не медлите, бегите, торопитесь, покупайте билет, подарите себе праздник! ” Это можно будет сделать в офисах Билетур и «Морские Экскурсии «Мосты Владивостока»

Фото: Prim-Travel

Ссылки по теме:

Возможно вас заинтересует

Рост турпотока из России в Японию с начала года вырос на 22%
В АТР
45 просмотров
В АТР
45 просмотров

Рост турпотока из России в Японию с начала года вырос на 22%

Ольга Кускова - 17.10.2019

Япония подвела итоги турпотока за 9 месяцев текущего года. За этот период Страну восходящего солнца посетило почти 24,5 млн туристов.…

Старинные корейские поселения Земли леопарда откроются для туристов
В Приморье
24 просмотров
В Приморье
24 просмотров

Старинные корейские поселения Земли леопарда откроются для туристов

Ольга Кускова - 16.10.2019

Древние корейские жилища, остатки буддийского храма, мельниц и кузниц, обнаруженные на территории нацпарка «Земля леопарда», впервые станут доступны туристам. Создание…

Ворота Хоккайдо – Отару
Дневник наблюдений
142 просмотров
Дневник наблюдений
142 просмотров

Ворота Хоккайдо – Отару

Ольга Кускова - 16.10.2019

Недавно во Владивостоке прошла презентация туристического потенциала города Отару. Городок сам—то небольшой, население около 115 тысяч человек. Но посещает его…

Оставить комментарий

Ваша почта не будет опубликована