Начало туристического сезона в этом году пришлось на разгар эпидемии коронавируса. Несмотря на ограничения, вызванные мерами по борьбе с распространением инфекции, в Приморье туристическая отрасль выжила и строит планы на будущее. Об этом рассказал в интервью заместитель председателя Правительства Приморского края Константин Шестаков.
Константин Владимирович, в Приморье завершается туристический сезон. Как отрасль пережила закрытие границ и прочие «ковидные» ограничения?
Очевидно, что в этом году туристический поток сократился как на въездном, так и на внутреннем направлении. Это очень сильно повлияло на туристический бизнес и смежные с ним отрасли. По данным Всемирной туристской организации, данное направление аккумулирует более 50 направлений бизнеса, от коллективных средств размещения и общепита, до торговли сувенирами и транспортных предприятий – рынок огромный.
Мы прекрасно понимаем, что за предыдущие два-три года в Приморье большинство участников рынка ориентировались на въездной турпоток из Кореи и Японии. После закрытия границ и введения ограничений первыми закрывались те предприятия, которые были максимально ориентированы на гостей из Восточной Азии. Главная причина заключается в том, что многие из них работали в арендованных помещениях, соответственно, полгода арендных платежей без дохода большинство предпринимателей, особенно молодых, позволить себе не могли.
Хорошая мера поддержки – устройство персонала на общественные работы по краевой программе. Многие участники рынка смогли сохранить свои трудовые коллективы, в том числе, благодаря этому механизму
По ощущениям, предприятий коллективного размещения стало меньше примерно на 15%. Общепит отреагировал аналогичным образом. Действительно, кафе и ресторанов стало меньше, но они развернулись в сторону системной работы в новых условиях гораздо быстрее. Многие освоили доставку на дом. Кроме того, уже сейчас я вижу, что запускаются новые проекты. Конечно, они ориентированы в большей степени на массовый спрос, не эксклюзивные. Тем не менее, это говорит о том, что ниша по-прежнему интересна предпринимателям.
По другим направлениям ситуация практически такая же. Розница также столкнулась с падением спроса. Так, в центре Владивостока есть магазины, которые были «заточены», в первую очередь, на иностранного туриста, они не видели спроса на ключевые товары.
Смогли ли туроператоры края справиться с кризисом?
Значительную часть прибыли туроператоров формировали именно въездные турпотоки. Они по понятным причинам прекратились. Но эта вынужденная ситуация направила нас всех в благоприятное русло – это развитие внутреннего туризма и формирование адекватных туристских предложений в этой области. Открываешь объявления и видишь, что многие именитые туроператоры переориентировались на внутреннее направление. Понятно, что если бы этой ситуации не было, то они также с удовольствием работали на въездном турпотоке. Но, тем не менее, сейчас есть хорошая возможность развить инфраструктуру муниципалитетов, «раскачать» турпродукты, на которые завязаны отдаленные территории Приморского края.
Какие меры поддержки предоставили власти туристическому бизнесу?
Было несколько очень неплохих мер поддержки как со стороны региональной, так и со стороны федеральной власти, в том числе по линии Ростуризма. Наших крупных туроператоров крепко поддержали по направлению субсидий, которые были реализованы в прошлом году. То есть, по сути, это были деньги, которые они получили за их хорошую качественную работу ранее. В этом году это были востребованные средства. Еще одна хорошая мера поддержки – устройство персонала на общественные работы по краевой программе. И многие участники рынка говорят, что они смогли сохранить свои трудовые коллективы, в том числе, благодаря этому механизму. По их словам, есть запрос на продление этой меры поддержки. Сейчас данный вопрос обсуждается в Правительстве Приморского края, и я буду ходатайствовать о продлении программы.
Сейчас есть хорошая возможность развить инфраструктуру муниципалитетов, «раскачать» турпродукты, на которые завязаны отдаленные территории Приморского края
Рестораны, гостиницы тоже воспользовались возможностью устроить персонал на общественные работы. Все эти отрасли вошли в перечень наиболее пострадавших, они получили все меры поддержки, которые распространялись с федерального и субъективного уровня. Это и льготные кредиты, и возможность участия в общественных работах, это отсрочки и мораторий по работе по задолженности с региональным, муниципальным, федеральным имуществом. Многим позволили выжить кредиты по льготным ставкам – это 0%, потом 2%.
Очень неплохой мерой поддержки стала компенсация расходов на прохождение классификации для коллективных средств размещения. В этом году классификацию должны были пройти средства размещения с номерным фондом 15 номеров. 140 КСР обратились за этой мерой поддержки.
Когда туристическая отрасль края сможет выйти из кризиса?
Дату, уверен, никто не назовет, потому что это зависит от множества факторов. Первое – это открытие границ. Второе – отсутствие дополнительных ограничений по пандемии. Вот если их не будет, это один сценарий. Мы просчитали два сценария: оптимистичный и пессимистичный. Но даже в первом случае отрасль сможет вернуться к докризисным показателям не раньше 2022 года.
Турбизнес неплохо поработал в летние месяцы. У баз отдыха была неплохая загрузка, особенно у топовых, с хорошей инфраструктурой. Если бы еще в следующем году Приморье миновали сильные тайфуны и мы смогли бы пройти год без катаклизмов, это могло бы значительно исправить ситуацию. Это жизненно необходимо, в первую очередь, базам отдыха. Но если мы говорим об отелях, которые находятся городах, то их загрузка составляет 15-20 % – колоссально мало.
Поехали ли в Приморье в этом году туристы из других субъектов?
Конечно, поехали, но туристов было меньше, чем обычно. Июнь полностью выпал из-за ограничений и часть осени испортили два мощных тайфуна, наши традиционные гости с Дальнего Востока приняли решение уехать. Приезжали туристы из Хабаровска, Амурской области и не только. В этом году было очень много сибиряков. Та информация, которая разошлась по РФ о наших достопримечательностях, привела к тому, что не только Дальним Востоком были заполнены пляжи и базы отдыха Приморского края, география была совсем другая.
Проект туристического кластера «Земля леопарда» вошел в топ-10 конкурса подобных проектов. Расскажите об этом подробнее.
Проект разработали Инвестиционное агентство Приморья совместно с Правительством края и ФГБУ «Земля леопарда». Концепция заключается в том, чтобы сделать ранее отдельные природные территории юго-западного Приморья объединенным центром развитого и комфортного экологического туризма. Когда мы говорим о туристическом кластере «Земля леопарда», речь идет не только о нацпарке, речь идет о практически всей территории Хасанского района, за редким исключением.
Здесь нам не хватает инфраструктуры: дороги, локальные очистные сооружения, околотуристическая составляющая. Мы хотели бы сделать на этом акцент. На юге Приморья уже есть традиционно сложившиеся туристические места, это Андреевка и Витязь, мы можем их улучшить какими-то системными мерами: дорогой, привести в порядок придорожную торговлю. Это должна быть воля муниципалитета. Мы постараемся обратиться и к жителям, гостям этих территорий, для того, чтобы сформировать адекватное предложение для всех и разработать правильное.
Уже есть несколько инвесторов, которые заходили в этот проект уже со своими площадками и хотят получить системное развитие. К примеру, ООО «Эффективная энергия» – Василий Гребенников. Они сейчас разрабатывают участки марикультуры в бухте Витязь. Компания планирует создавать попутно инфраструктуру, начиная от глэмпинга, заканчивая экотропой. Также «В-Лазер» – хочет реализовать проект по строительству полноценной гостиницы под брендом Accor. Появление сетевого гостиничного бренда на территории Хасанского района поднимет планку для всех местных участников рынка. То есть, если зашел один такой участник и готов потягаться по уровню инфраструктуры и сервиса, то и другие точно подтянутся.
В игорной зоне «Приморье» 16 октября открылось новое казино «Шамбала». Сколько осталось свободных участков и есть ли к ним интерес?
На сегодня у нас в предложении три больших территории, которые мы готовы представить нашим потенциальным инверторам. В прошлом году зашли два инвестора на строительство и создание гольф-полей. И сейчас инвестиции уже пошли, даже после коронавируса, они вкладываются в эти площадки. Это чуть севернее игорной зоны.
ЗАО «Шамбала» – это пример активного, честного и максимально заинтересованного в территории инвестора. Строили очень быстро, привели команду профессионалов, которые, в том числе, обучили и трудоустроили большое количество приморцев. Мы уверены, что до конца года около 500 человек будут трудоустроены. Они не останавливаются в инвестировании, идут дальше, вторая очередь буквально сразу. Идут в инвестирование в следующий проект. Главное, что мы не подвели. Мы обеспечили инфраструктуру – это водоснабжение, канализация, энергетика, дорога.
В край продолжают инвестировать. И что немаловажно – иностранные компании. Корейцы инвестируют в гольф, инвесторы из Китая, из Камбоджи – в гостиницы. Пусть так и будет. Хотелось бы, чтобы на приморском рынке появились инвесторы из Японии. По одной из площадок уже идут переговоры с инвесторами из Страны восходящего солнца.
Возможно вас заинтересует
Таиланд и жемчужины ЮНЕСКО: откройте разнообразие культуры и природы
Павел Кузнецов - 26.11.2024Таиланд — это не только богатая история и захватывающая дух природа. На территории королевства находится восемь объектов всемирного наследия ЮНЕСКО,…
Изящные предметы ювелирного дома Фаберже обрели тактильные копии
Павел Кузнецов - 26.11.2024Некоторые экспонаты выставки «Эпоха Фаберже. Золотой век русского ювелирного искусства» воплощены в тактильные копии. У посетителей с нарушением зрения появилась…
Есть ли будущее у рыболовного туризма в Приморье?
Павел Кузнецов - 26.11.2024Возможности рыболовного туризма и организацию любительского рыболовства обсудят в ходе круглого стола «Рыболовный туризм как один из перспективных видов экологического…