Как увлечь детей историей края? Можно ли профориентацию для подростка сделать захватывающей и приключенческой. Поможет ли туризм детям, находящихся в сложных жизненных условиях, адаптироваться в жизни? На эти вопросы искал ответы ТИЦ Приморья.
ТИЦ Приморья при поддержке Агентства по туризму Приморского края и Приморского краевого отделения ВОО Русского географического общества – Общества изучения Амурского края в июле 2021 года организовал «Школу экскурсоводов» для социально незащищенных детей, обучающихся в центрах содействия семейному устройству. Обычно в такие учреждения детям везут подарки, задаривают шоколадом, нарядами, гаджетами. Краевой ТИЦ пошел по другому пути – решил подарить детям знания, страсть к путешествиям и любовь к родному краю
В результате проект «Школа экскурсоводов» с его перспективами и уже реализованными планами стал победителем конкурса социальных проектов «Море возможностей» Транспортной группы FESCO.
«Проект “Школа экскурсоводов” позволит детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей ознакомиться с профессией экскурсовода, а также познакомиться с историей Приморского края и города Владивостока, и в дальнейшем реализовать себя в туризме и в экскурсоведении. Обучение старались проводить так, чтобы это было не буднично и шаблонно, а интересно, и воспринималось именно подростками. Чтобы запомнилась легко, и чтобы обязательно стимулировало изучать историю края и города дальше», – пояснила Дарья Гусева, заместитель директора ТИЦ Приморья и врио председателя секции краеведения и экскурсоведения Приморского краевого отделения РГО – Общества изучения Амурского края.
По условиям проекта его участниками могут стать ребята в возрасте 14-16 лет. Но уже первые занятия показали, что интерес есть и у более младших, с жалобными просьбами, что они тоже хотят быть экскурсоводами и любят историю, обращались и ребята 12 – 13 лет. Работа ведется с двумя Центрами содействия семейному устройству, у каждого своя экскурсионная программа. В первом центре участниками проекта стало 9 ребят, во втором Центре на занятия ходят 18 человек!
Как оказалось, нехватка знаний налицо. Так что не зря в школах ввели уроки краеведения. Информацию впитывают, как губки. Как-то рассказали им про историю Алеутской, а потом устроили небольшой блиц-опрос. Повторили чуть ли не слово в слово, добавляя рассказ мимикой и жестами. Это говорит о том, что им интересно!
Любопытные, открытие, есть профориентация у них. Обычно технические специальности у мальчиков, домоводство и быт у девочек. Рассказываю о возможностях работы в туризме. В целом, какие есть профессии, и делаем акцент на экскурсовода.
«И в одном, и в другом случае изучаем маршрут, делим его на участки, чтобы было проще понять. Соответственно и сам рассказ разбиваем на блоки. Это позволяет включиться в «диалог» всем участникам проекта. При этом ребята креативят. В первом случае для них провели даже своеобразные конкурсы – они придумывали названия для экскурсии, потом все выбирали наиболее яркое и запоминающееся. Учатся правильно давать информацию, выстраивать диалог с экскурсантами – с чего начинается экскурсия, как переходить от объекта к объекту, как заканчивать рассказ», – делится некоторыми моментами работы Дарья Гусева.
В итоге у первой экскурсии появилось рабочее название «В гости к Амуру». Это было знакомство с братьями нашими меньшими и поездка в сафари-парк. Чтобы информация легче запоминалась, она давалась ассоциативно и с интересными фактами. Например, взрослые амурские тигры вырастают в длину до 3-х метров (иногда это ширина комнаты), имеют рост в холке до одного метра (а вдруг у кого-то размер от пояса до полка таков), по снегу может разогнаться до 80 км/час (это как по трассе на авто ехать) и т.д.
Вторая экскурсия связана с посещением обсерватории Примастро. Работа на этом направлении началась. Это будет своеобразный космический марафон
Подобный проект можно приравнять к профориентационной работе. Но обычно мальчикам уготованы технические специальности, а девочкам что-то из области домоводства. В данном случае ребятам рассказывают о работе в туризме, знакомят их с профессиями в этой отрасли и делают акцент на работе экскурсовода. Параллельно рассказывают историю края и города, где они живут. Это несколько иной формат, чем тот, к которому уже все давно привыкли.
Сегодня, 27 октября, состоится выпуск первой группы. Ребятам вручат грамоты, дипломы. Это достойная оценка их труда.
Немаловажный факт. В сфере туризма официально утверждена новая профессия — «Ассистент экскурсовода (гида)» . Соответствующие изменения внесены приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 1 июня 2021 года N 290 в Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение. Работать по профессии можно с 14 лет.
Так что у нынешних выпускников, тех, кто оттачивал знания в сафари-парке, и тех, кто будет специализироваться на космической теме, появилась возможность еще и окунуться в работу с головой, применить полученные знания на практике.
А знаете, у этих ребят есть одна общая мечта. Она красная и имеет непосредственное отношение к туризму. Они хотят отправиться на экскурсию по Владивостоку на красном двухэтажном автобусе. Но ведь мечты должны сбываться, не так ли?!
Фото: Дарья Гусева
Ссылки по теме:
Возможно вас заинтересует
Издан атлас с уникальным наследием Арсеньева
Ольга Кускова - 18.03.2024Наследие Владимира Клавдиевича Арсеньева, имя которого носит наш музей, продолжает открываться новыми гранями. Из печати вышел «Атлас картографических работ В.К.…
Во Владивостоке увеличилось число ранних бронирований на летний отдых
Ольга Кускова - 18.03.2024С января по март 2024 года россияне по сравнению с прошлым годом гораздо активнее бронируют апартаменты и отели для летнего…
Туропоток в Приморье составил почти 3,8 млн визитов, что выше на четверть итогов 2022 года
Ольга Кускова - 18.03.2024По итогам 2023 года число туристских поездок в Приморский край достигло уровня 3,8 млн. Положительная динамика видна как на внутреннем,…