По итогам 9 месяцев более 420 тысяч иностранных туристов и представителей зарубежного бизнеса посетили Приморский край. Цель визита у всех разная – встречи с партнерами, знакомство с самой близкой Европой в Азии, экзотика, родственные связи, шопинг, национальная кухня и т.д. А тех, кто еще не приехал, предстоит заинтересовать. И если Приморье берет курс на увеличение турпотока и на рост числа возвратных туристов, то экспорт услуг в сфере гостеприимства и туризма должен соответствовать запросам иностранных гостей и международным стандартам. Что хотят и что получают туристы, оказавшись во Владивостоке? – это тему обсуждали во Владивостоке эксперты туротрасли и сферы гостеприимства.
Экономические и геополитические изменения в стране и мире способствуют увеличению числа туристов из стран Азии, посещающих Приморский край, а также росту внутреннего туризма. Перед малым и средним бизнесом края, работающим в сфере гостеприимства, встает задача по реагированию на этот бизнес-вызов – путем эффективного взаимодействия с туристами и успешного поиска локальной идентичности, которую гости захотят «купить».
Как «продавать» Приморье – чего хотят туристы и что они получают – на эти вопросы эксперты и представители приморского бизнеса пытались найти ответ в ходе круглого стола, который проходил во Владивостоке в рамках ежегодной краевой конференции предпринимателей.
Для того, чтобы «заманить» туриста в край, сделать его поездку интересной, запоминающейся, одного желания , партнерских отношений с зарубежной туркомпанией и размещенной где-то рекламы очень мало. Необходимо понимать, чего хочет современный турист и какие требования он предъявляет, определять особенности работы с туристами той или иной страны, выстраивать отношения с представителями власти и коллегами по отрасли и т.д.
«Экспорт – это не только поставка продуктов, это еще и продажа услуг. Рост турпотоков в Приморский край налицо, статистка тому подтверждение. И надо заинтересовать туристов так, чтобы при выборе маршрута и направления они предпочли именно наш регион. У нс много направлений. Где мы можем предложить качественные услуги. Но не стоит забывать, что на фоне роста турпотоков должно расти и качество предлагаемых услуг. Т.е. отрасль должна расти и совершенствоваться постоянно», – уверен директор Центр развития экспорта Сергей Казаков.
Приморье, действительно, отмечает рост турпотока. Едут иностранцы и россияне. Едут в качестве туристов, в гости, официальные делегации, по делам бизнеса. Значительно увеличились потоки из Республики Корея и Япония. В 2016 году более 3 млн. человек посетило Приморье, в т.ч. около 2,5 млн. – россияне и 570 тысяч – иностранные гости. И это было достигнуто благодаря слаженной работе бизнеса, общественных организаций, административных структур, направленной на продвижение региона в России и за рубежом.
«Для популяризации и продвижения Приморского края, для улучшения его узнаваемости, для определения стратегии и проблемных моментов активно работал Общественный экспертный совет, налажено взаимодействие с аэропортом. Для представителей зарубежных авиаперевозчиков были организованы фам-туры, и такое знакомство с Приморьем впоследствии вылилось в новые авиамаршруты. Хорошие результаты достигнуты в работе с «Владивостокским морским терминалом по продвижению круизного направления. Начали работу по развитию новых круизных маршрутов», – отметила начальник отдела развития туризма Департамента туризма Приморского края Надежда Удовенко.
Плюс в копилку привлекательности Владивостока – оформление упрощенной въездной визы в электронном виде. За три месяца с начала действия электронной визы почти 3 тысячи иностранцев посетили регион с помощью нового механизма. Общее количество зарубежных путешественников, въехавших по электронной визе в регион, на данный момент составляет 2926 человек. Из них большинство по-прежнему составляют граждане Китая – 1728 и Японии – 1101. При этом общее количество иностранцев, оформивших электронную визу для въезда в Приморье, в полтора раза превышает число уже побывавших в регионе гостей. На данный момент путешественникам выдано почти 4,5 тысячи электронных документов.
Еще одно направление, которое оказывает большое влияние на развитие потоков и повышение качества услуг – добровольная аттестация гидов и переводчиков. В настоящее время уже около 40 человек подтвердили свой уровень профессионализма.
«Все это позволило Приморскому краю занять третье место в ТОП-10 регионов по темпам развития туризма. Впереди Москва и Московская область. В крае появляются новые коллективные средства размещения, объекты в сфере индустрии питания и развлечений. Так что нынче туристическая отрасль Приморья является очень привлекательной и перспективной с точки зрения инвестиций», – подчеркнула Надежда Удовенко.
Продвижением туристического потенциала региона занимается и ТИЦ Приморского края. Сегодня многие компании туротрасли и сферы гостеприимства пользуются площадками, предоставляемыми ТИЦ для позиционирования своих услуг – экскурсии, места размещения, событийные мероприятия и т.д. «Но это касается только легальных компаний, которые работают официально. ТИЦ поддерживает только ответственный бизнес и может рассказать конечному потребителю о предлагаемых услугах. Этим гарантируется безопасность и качество предоставляемых услуг», – отметила Ирина Теппер, заместитель директора по работе с клиентами ТИЦ Приморья. В крае будет продолжаться установка знаков туристской навигации. И этим могут воспользоваться компании из области туризма и сферы гостеприимства, размещая информацию о своем нахождении и услугах. В таких случаях ТИЦ берет на себя оформление документации и согласование при установке этих указателей, а дело бизнеса – оплатить саму установку. И отклик от участников туррынка уже есть.
Отдельная тема, правда, немного узко специализированная, это продвижение Владивостока, как круизной дестинации. Круизные туристы – это отдельная категория туристов, ибо их часто не учитывают при подведении данных турпотоков, дескать, не ночуют в городе посещения круизного судна. Но с другой стороны, они привносят немалые суммы в бюджет региона за счет самого судозахода, экскурсионных программ, приобретения сувениров, посещения музеев и кафе. В нынешнем году Владивосток посетило 14 круизных судов, число круизных туристов, посетивших Владивосток в 2017 году, выросло в 2,1 раза по сравнению с прошлым годом и составило около 12,5 тысяч человек. Приморье было представлено с круизным «акцентом» на различных форумах, выставках и симпозиумах. «Сегодня круизные суда курсируют между Восточным побережьем Китая Республикой Корея и Японией. По итогам прошлого года в круизах по Азии отдохнули 3,1 миллиона человек, и наша задача – «поднять» эту линию до Владивостока. Специфика круизов – в городе в течение одного дня наблюдается большая концентрация туристов . И это накладывает определенные требования. Если в 2018 году будут проведены дноуглубительные работы, то город получит лайнеры-гиганты», – отметил директор Владивостокского пассажирского терминала Валерий Нагорный. Турбизнес и сфера гостеприимства должны учесть, что заход круизных лайнеров во Владивосток положительно сказывается на всей цепочке – гиды, транспорт, объекты турпоказа, кафе и рестораны, компании по обслуживанию судов и т.д.
Относительного выбора того или иного маршрута , еда играет ключевую роль в 60 случаях из 100. Сегодня Владивосток активно продвигает бренд «дальневосточной кухни» и «вкусные» фестивали. Корейские туристы уже второй год целенаправленно приезжают во Владивосток ради Фестиваля краба. К подобным мероприятиям можно отнести Фестиваль тайги или Фестиваль зимней рыбалки. Но здесь должен чувствоваться тандем бизнеса и власти. «Таким примером может служить популяризация нордической кухни. В 2004 году скандинавы решили объединиться и поднять на должный уровень северную кухню – чтобы сохранить уникальные вкусы для потомков. Двенадцать известных шефов из Дании, Швеции, Норвегии и Финляндии подписались под манифестом северной кухни. Основная идея «новой нордической кухни» — готовить здоровую и вкусную пищу из местных продуктов — не нова. За 10 лет прямые инвестиции государств в этот проект составили 19,5 млн. датских крон, что на сегодня около 176 млн. рублей. За счет этого интерес к Северу возрос и затраты окупились», – озвучила один из примеров руководитель проекта Pacific Russian Food и директор по спецпроектам ТТС Татьяна Заречнова. Учитывая, что сегодня активно набирает обороты проект «Дальневосточный гектар», то продукты с этих территорий вполне могут составить основу гастрономических туров.
Но когда слишком хорошо, то это тоже не хорошо. Стоит признать, что проблематика в туротрасли и сфере гостеприимства имеется. И не замечать и замалчивать все эти минусы, ошибки и недочеты было бы неверно.
Коммерческий директор компании «Мирабель Тур» Ирина Бородина обратила внимание на теневой рынок. Своим мнением поделились рестораторы, продавцы сувенирной продукции, коммерческие структуры из разных сфер, а вот компании, работающие на прием туристов, смогли взять слово только после выступления основных спикеров. Сегодня одни компании работают в официальном поле, другие ушли в тень. И можно ли воспринимать ту статистику в связи со сложившейся ситуацией. Ведь, например, ни для кого не тайна, что китайских туристов принимают китайские компании и здесь нет никакого развития. Сами привезли, сами показали, сами накормили, сомнительные гиды-экскурсоводы – потеря налогов налицо. «И когда на границе пересекаешься с уезжающими китайскими группами и спрашиваешь у них впечатление от Владивостока, том многие скептически морщатся и говорят, что не понравилось. А может ли понравиться при таком приёме? И вопрос «когда будут пресекать неграждан России, работающих в этом секторе», по-прежнему без ответа. За весь сезон гидов, работающих официально и умеющих правильно и интересно донести информацию, по пальцам можно пересчитать. Та же ситуация и во внутреннем туризме. Кто-то сходит с нами по маршруту один раз и потом мнит себя профессиональным проводником и экскурсоводом, и считает, что имеет право предлагать свои услуги. Если так будет продолжаться, то качестве услуг можно и не говорить», – уверена Ирина Бородина.
Елена Мамонова, директор турдепартамента компании «А/С», являющейся туроператором по приему круизных лайнеров во Владивостоке, отметила нехватку событийного календаря. В нем должны быть мероприятия, интересные туристам круизных судов, чтобы к ним можно было привязать и судозаходы, и экскурсии. Т.е. реклама мероприятий должны быть не за месяц-два. А хотя бы минимум за 6 – 8 месяцев.
Сергей Казаков, подводя итоги круглого стола, отметил, что встреча позволила обозначить основные проблемные моменты: « Озвучена очень большая и важная проблема – заход валюты и вывод ее в собственные карманы. Страдает регион, страдает качество услуг, страдает экономика. По итогам встречи будет создана резолюция, которую потом направят наверх».
Возможно вас заинтересует
У Владивостока появился современный путеводитель
Павел Кузнецов - 21.11.2024Приморский культурно-исторический центр реализует проект «Ближе к Дальнему: культурный путеводитель по Владивостоку». Гости и жители столицы Приморья могут узнать о…
Для отдыхающих в Паттайе: курс на фестиваль фейерверков
Павел Кузнецов - 19.11.2024Популярный тайский курорт Паттайя готовится принять Международный фестиваль фейерверков. Пиротехники из разных стран продемонстрируют свое мастерства, а отдыхающие смогут насладиться…
Зимний Владивосток в топе у российских туристов
Павел Кузнецов - 18.11.2024В сервисе для покупки дешевых авиабилетов «Авиасейлс» совместно с Минэкономразвития России проанализировали данные по зимним перелетам внутри страны. В тройке…