Плача Ярославны и паники в офисах нет, но сердце екает – туроператоры пережидают вирус

648 Просмотры

Самая обсуждаемая тема последнего месяца – коронавирус. Особенно ощутили его удар в полной мере представители туризма и сферы гостеприимства. Приморский край – не исключение. Последнее время здесь турпоток шел только в рост, край был в лидерах по приему туристов из Поднебесной, его почитали гости из стран ЮВА, как ближайшую Европу в Азии, иностранные путешественники охотно отмечали уникальность местной дальневосточной кухни и давали высокую оценку здешним морепродуктам. Давший о себе знать вирус не только затормозил эту деятельность. Ситуация в ряде случаев может выйти на уровень банкротства.

Коронавирусную пневмонию COVID-2019 не назовешь лакмусовой бумажкой, что, дескать выживет сильнейший. На орехи достается всем – туркомпаниям, отельерам, рестораторам, перевозчикам, продавцам сувенирной продукции.

Туроператоры Приморского края, хоть и настроены позитивно, но нет-нет, да мелькнет отчаяние. Все надеются, что к апрелю ситуация стабилизируется, рынок начнет восстанавливаться. Но мелькают предположения, что раньше июля вряд ли можно на что-то рассчитывать. А это уже совсем другие истории, деньги и планы.

Совсем недавно звучало, что туристическая отрасль – драйвер экономики края. Только за последние годы вклад в ВРП Приморского края от туристской отрасли в виде прямых налогов составил 3,7 миллиарда рублей. Если взять центральные регионы России, то там основа турпотока – туристы из стран Европы.  Да и сами местные жители летают в дальние дали либо в Европу, либо через страны Европы. Несмотря на ситуацию в Италии, границы никто не закрывал, рейсы в расписании есть, а рекомендации к непосещению – не более чем рекомендации. Боитесь в Милан, пожалуйста в Рим или на Сицилию, там спокойно! Для дальневосточников основной туристический рынок – Азия. Основа турпотока – туристы из Поднебесной и Южной Кореи. По итогам 2019 года на долю жителей этих двух стран приходится 88% общего въездного трафика по Приморью. Так что представить масштабы бедствия вполне реально. Если же лететь куда-то, то львиная доля транзита идет через Гонконг и Сеул – сейчас эти хабы закрыты для рейсов из России и в Россию.

Все с надеждой смотрят на власть – что посоветует, чем поможет. Пока идут разговоры о кредитах с низкими ставками. Но кредиты все равно надо отдавать.

«Отмена рейсов через Сеул значительно подкосила работу наших операторов. И предложения по кредитованию вряд ли исправят ситуацию. Для небольших компаний это просто невыгодно в такой тяжелый период. Сумма по кредитам превысит все те комиссии, которые компания в качестве агента получает от отелей или некоторых перевозчиков. Можно было бы сейчас оперативно решить вопрос о субсидированных перелетах. Правда, если даже это примут в работу и сделают для всех категорий на том же московском направлении, то вряд ли с этого получим плюсы – мест нет, комиссии нет, группы не отправить. Поэтому оптимальный вариант – субсидированные перевозки по Дальнему Востоку. Здесь можно предлагать туры, будет хоть какое-то движение», – считает Ольга Гуревич, директор компании «Приморский клуб». 

Сложно складывается ситуация с туристами, у которых забронированы туры в страны ЮВА. С тем же Китаем все ясно. К ним не ездят, они не путешествуют. А как быть тем, кто летит, например, на Бали или Мальдивы через Сеул. Если еще по возврату сумм на перелет как-то можно вопрос решить, то с отельерами почти не реально. Они не особо хотят возвращать депозит или переносить даты заселения на более поздние сроки, мотивируя это тем, что их страна открыта для отдыха и ситуация с коронавирусм их не коснулась. А то, что у вас границы закрыты – так это ваши личные проблемы.

После закрытия границы с Южной Кореей, кто-то использует прямые рейсы через Вьетнам (Камрань), Японию (Токио, Осака), Таиланд (Бангкок). В офисе авиакомпании «Аврора» отметили, что разрешен выезд в Республику Корея трансферным пассажирам, гражданам РФ, при наличии у них билета в третью страну с нахождением в пункте трансфера (Сеул/Пусан) не более суток. Но здесь стоит добавить, что это касается только тех пассажиров, у кого есть билеты на рейсы данного авиаперевозчика. Вариант – сдать билет на рейс одной компании и купить новый билет у «Авроры» – не пройдет. Продажи на корейское направление просто закрыты.  Туроператоры горестно вздыхают, что возможно, власти, принимая такое решение в Москве, даже не задумывались, как подкосят этим бизнес на Дальнем Востоке.

Видимо настало время начать путешествовать по родной стране. «Из-за отмены выставки ITB в Берлине пришлось выстраивать график встреч с партнерами в Москве. Пока складывается следующая картина – туры в Приморье на июль и август никто не отменял, отказов от клиентов нет. Были туристы, кто собирался в одной поездке соединить знакомство с Приморьем и посещение приграничного Китая. Но все ждут разрешения ситуации и не паникуют. Мы же предлагаем альтернативу – если Китай к тому времени будет все еще не доступен, то можно выбрать отдых на море, посещение морского заповедника.  Январь-февраль у нас никогда не был пиковым в работе, поэтому наша «финансовая подушка безопасности» позволила пережить эти месяцы. От сложившейся ситуации рвать волосы не будем, «плач Ярославны» в офисе не раздается. Подходим к ситуации трезво, истерия и паника здесь не лучшие советчики.  Надеемся, что с апреля ситуация разрешится. У нас много заявок от камчадалов – они хотят посетить Владивосток и дальше в Китай. Сейчас мы готовим новые туры по Приморью, будем продвигать отдых на острове Петрова – на выбор бюджетный вариант и с сервисом по высшему разряду. Пока в Москве, моя задача убедить партнеров, чтобы активнее предлагали наши туры», – поделилась своими размышлениями генеральный директор туристической компании «Мирабель Тур» Елена Андреева.

Собеседник корр. SM-News добавила, что сейчас большие проблемы испытывают компании, которые занимались перевозками, так же нелегко и отельерам. Раньше под тургруппы были задействованы десятки водителей.  А всем им необходимо платить зарплату. И сейчас кто-то ушел в неоплачиваемые отпуска, кто-то уже положил заявление об увольнении на стол руководства. Можно предположить, что около 350 – 400 водителей туристических автобусов просто без работы. «Спад турпотока чувствуются сильно. По январю и февралю мы где-то «просели» процентов на 30. В марте этот показатель еще вырастет. И если раньше на долю корейских туристов у нас приходилась почти треть, бронировали они отель за полгода, то сейчас в наших номерах фактически одни россияне», – продолжила тему Анастасия Антропова, управляющая гостиницей Astoria.

В этом году Владивосток вновь должен стать портом где будут начинаться и заканчиваться круизные маршруты. Компания Costa Cruises вписала Владивосток в график своих маршрутов. Есть планы на приморский порт и у компании Royal Caribbean. Но это еще было до вирусной эпопеи. «Круизные компании воспринимают ситуацию абсолютно адекватно. В Costa Cruises заверили, что окончательное решение будет принято через пару недель. Сокращение и изменение маршрутов круизных туров – вещь очевидная. Туристы в большинстве своем к ситуации относятся с пониманием. Кто-то отказался от круизов с выходом из портов Италии, в частности, когда прилет в страну был через Милан. Кто-то с более поздними круизами выжидает. Но есть туристы, кто бронирует отдых, например, на круизы из Сингапура – здесь мы решали вопросы с авиабилетами, люди отправились в Город Льва через Японию. Но, пожалуй, самая большая проблема в ситуации с вирусом – это то, что не все воспринимают ситуацию адекватно. Начитавшись различных домыслов в соцсетях, люди начинают требовать возврата денег за путевки, когда ехать предстоит в разгар лета. Стоит пояснить, что пока конкретный порт захода или страна не запрещены к посещению Роспотребнадзором, то условия для аннуляции путевки остаются прежними – теми, которые прописаны в договоре», – пояснил генеральный директор «Терратур» Вячеслав Ганжа.

Более того, достаточно случаев, когда туристы приобретают в офисе туркомпании только одну услугу, например, перелёт, а бронируют отель по невозвратному тарифу на сайте агрегатора, но поддавшись панике, перестают мыслить разумно, и требуют у туркомпании и деньги и за отель, и за перелет.

«У нас сейчас самая большая проблема – это тяжбы с компанией «Русь-тур». Речь идет о не состоявшихся чартерных программах из Владивостока и Хабаровска, когда люди должны были отправиться на отдых в Санья после 24 января. Мы не можем вернуть туристам деньги за несостоявшиеся туры – суммы все были переведены оператору, и мы как агенты, теперь не можем получить возврат. Если бы это были наши туры, то вопрос уже давно бы разрешили. А так оператор не спешит возвращать деньги. Предлагает альтернативу: либо перенести отдых на китайских Гавайях на потом, либо выбрать новое направление, которое еще только собирается вводить – это Шри Ланка. Но клиенты хотят понимать ситуацию, хотят конкретики, а ее пока нет. Никто не горят желанием ждать и делать такой выбор», – рассказывает еще об одной ситуации на рынке услуг коммерческий директор Всероссийской сети «Билетур» Татьяна Солодовникова.  Она так же добавила, что неоднозначно складывается ситуация и на итальянском направлении. Российский авиаперевозчик просто не спешит возвращать суммы за билет. И это при том, что Ростуризм посоветовал Минтрансу и Росавиации провести беседу с авиакомпаниями на предмет возвращения предоплаты туроператорам за блоки мест на направлениях, куда россиянам сейчас не рекомендовано летать. Правда, авиаперевозчик занял жесткую позицию и не готов возвращать деньги за перевозку. Ведь одной боязни пассажира, что может заразиться и заболеть – мало, границы никто не закрывал, официального запрета нет. Хорошо, что хоть в S7Airlines прониклись ситуацией и сделали при определенных датах приобретения возвратными даже невозвратные билеты.

Пока суть да дело, приморские туристы используют в полной мере чартерные программы с отдыхом во Вьетнаме и Таиланде. Правда, это смахивает на ложку меда в бочке с дегтем. Слишком мала позитива в отрасли. «Программы выполняются в полном объеме, но у клиентов сократилась глубина продаж. Если раньше в феврале брали на август-сентябрь, то сейчас в марте берут на июнь.  Из-за отмены рейсов через Корею стало больше поступать звонков с вопросами и уточнениями по датам, ценам, отельной базе. Но сколько из обратившихся реально отправится на отдых – это предположить трудно», – считает Анна Хозяичева, директор ОП Владивосток туроператора ANEX Tour

Как дальше строить бизнес? Что может облегчить ситуацию? «Сейчас необходимо сделать акцент на продвижение Приморья на Дальнем Востоке и в Сибири. Необходимо усилить интерес к Приморью других субъектов по ДФО. И здесь стоит задействовать возможности соцсетей, вывести на первые позиции при продвижении региона базы отдыха, пляжный туризм, отдых для молодежи и активных. Т.е. то, что раньше делали во Владивостоке корейские туристы – многочисленнее селфи, посты в соцсетях, все это могут делать и молодые россияне. Надо только правильно их увлечь и завлечь в регион», – уверен Константин Шестков, заместитель председателя Правительства Приморского края, предлагая один из вариантов популяризации Приморья.

Так же звучат предложения о переносе срока уплаты взносов туроператорами в фонд персональной ответственности. Можно, например, еще рассмотреть возможность введения налоговых каникул для турбизнеса – нагрузка по-прежнему большая, а доходность падает резко вниз. Главное сейчас, не оставить отрасль один на один в борьбе с вирусом, а оказать реальную поддержку.

Источник: 

Фото: Prim-Travel

Ссылки по теме: 

Возможно вас заинтересует

МИД о перспективах открытия границ зарубежных стран для россиян
Полезная информация
129 просмотров
Полезная информация
129 просмотров

МИД о перспективах открытия границ зарубежных стран для россиян

Ольга Алексеева - 31.05.2020

МИД России опубликовал официальную позицию по поводу перспектив поездок россиян за рубеж. Информация дана почти по каждому направлению. До этого…

Новые пешеходные маршруты по Владивостоку разрабатывают для туристов из Южной Кореи
В Приморье
56 просмотров
В Приморье
56 просмотров

Новые пешеходные маршруты по Владивостоку разрабатывают для туристов из Южной Кореи

Ольга Алексеева - 28.05.2020

Знаковые места Владивостока, которые связаны общей историей России и Республики Корея, объединит единый туристский маршрут. Актуализировать и дополнить информацию в…

Россиян будут вывозить из Гуанчжоу через Владивосток
От партнеров
182 просмотров
От партнеров
182 просмотров

Россиян будут вывозить из Гуанчжоу через Владивосток

Ольга Алексеева - 28.05.2020

Формируется рейс по вывозу российских граждан из Поднебесной. Запись желающих вылететь на родину идет на портале госуслуг. (далее…)

Оставить комментарий

Ваша почта не будет опубликована