Тема Кавказа, в частности знакомство с Дагестаном, все еще на повестке дня. Это маленькое путешествие подарило массу впечатлений. В принципе, в путешествие мы именно за ними и пускаемся.
Завершился Фестиваль межрегионального сотрудничества «Каспий – море дружбы», который проходил в Дербенте. И после встреч, разговоров, дискуссий, началось настоящее знакомство с этой республикой – природа, национальные ремесла, национальная кухня и люди…
Немного лирического отступления. Знакомясь с республикой, с удивлением узнала, что Дагестан дал России много ярких личностей. Тут и спортсмены, и политики, и ученые… На первом месте у меня стоит выдающийся поэт Расул Гамзатов. Его «Журавли» – шедевр на все времена. Композитор Мурад Кажлаев – в его творческом багаже музыка для балетов, мюзиклов, джазовые танцевальные циклы, более 40 фильмов. Кстати, его джазовый «Африканский» концерт впервые прозвучал в США в 1964 году в исполнении оркестра величайшего маэстро джаза Дюка Эллингтона. В Дербенте родилась Сара Семендуева, которая выступает на сцене под псевдонимом Жасмин. Родом из Дагестана и продюсер Иосиф Пригожин, в Москву он приехал из Махачкалы в 16-летнем возрасте. Прямое отношение к Дагестану имеет и спортсменка в прыжках с шестом, двукратная олимпийская чемпионка Елена Исинбаева, ее отец родом из Хивского района. В Махачкале родился и российский предприниматель Зиявудин Магомедов, тот самый в чьем ведении находится группа компаний «Сумма», владеющая, в частности, компанией FESCO.
Дагестан уникальный, теплый, гостеприимный и красивый. То каким он представляется туристам и гостям региона, во многом зависит от женщин. Сразу здесь вспомнилась народная мудрость: «Мужчина – голова, женщина – шея: куда шея повернет, туда голова и смотрит». Но это не значит, что женщины манипулируют мужчинами – на Кавказе такое и в голову не придет. Женщины – заботливые хранительницы очага, умелые мастерицы, приветливые хозяйки дома. Можно сказать, что они часто на переднем плане борьбе за туриста.
Чтобы лучше узнать Дагестан, пустились в вояж по районам. Несмотря на то, что площадь всего-то 50 тысяч квадратных километров, а живет там чуть больше трех миллионов, в каждом районе есть свои «изюминки». Правда, они не всегда видны и понятны туристам, и чтобы осознать эту уникальность, эти «изюминки» надо «попробовать на вкус».
Подобный вояж по не парадному маршруту, прикосновение к культуре, традициям незабываем. Но несмотря на радушие и гостеприимство, видны и проблемные моменты. В принципе, они везде одинаковые. Молодежь стремится в города, в селах нет достаточно работы, кто-то уезжает на заработки… Но даже несмотря на такое положение дел, в республике очень трепетно относятся к традициям, сохранению семейных ценностей. В туризме местное население видит возможность для самореализации, получения дохода, создания новых рабочих мест, закрепления населения в родных селах. Ставку делают на этнику, сельский туризм. Развитие туризма в горах – это, в основном, семейный бизнес, где задействованы практически все члены семьи. Во многих районах открыты гостевые дома, кафе для приезжих, этномагазины.
Сувениры – это еще одна фишка, которой несказанно гордятся сами дагестанцы. И дело не в магнитиках или растиражированных кружках. Это такая мелочь по сравнению с тем, что видишь и у местных мастеров. Глаза разбегаются. Хочется купить все и сразу – детям, соседям, друзьям, коллегам, родственникам, зятьям, тещам, шефу и т,д. Вообще, стоит признать, что рукотворные ремесла всегда завораживают – хоть вышивка, хоть кузнечная работа. В фаворе работы ювелиров, гончаров, ткачей. Ширпотребом их и язык назвать не поворачивается. Часто это настоящие произведения искусства.
А еще Дербент славится одноименным коньяком, винами, овечьим сыром, сушеным мясом и колбасой, мучной халвой, медом, сладостями. Пробуйте во время поездки, а потом везите в качестве подарков. Кстати, экскурсия на Дербентский завод игристых вин или коньячный комбинат будет не только интересной, но и вкусной.
В Дагестане немало аулов, знаменитых своей историей. Немного о народных мастерах. Художественной обработкой металла славится аул Кубачи. В средние века здешние мастера занимались изготовлением кольчуг и оружия. Украшения из серебра и золота, посуда, кувшины, вазы, подсвечники – для себя любимого, для интерьера.
Высокогорный аул Балхар славится работами гончаров. Для местной керамики характерна тонкая роспись. Проверено на себе – кофе из этих кружек намного вкуснее, а вода в кувшине долго сохраняет прохладу. Отдельная ода мастерицам из Табасарана и делу их рук – коврам. Поговаривают, что ценятся они выше иранских. Шерсть и все красители натуральные, цвета узоров сохраняются неизменными. Конечно, огромный ковер везти домой не с руки, а вот небольшой коврик или дорожку для уюта купить можно. И воспоминания о поездке всегда будут рядом. Кстати, когда Дербент отмечал свое 2000-летие, местные мастерицы по рисунку со старой гравюры, где был изображен город, выткали ковер 6х4 метра. Почти 5,4 млн узелков и вес около 70 кг. Это самый большой ковер ручной работы в России. Неизвестный покупатель предлагал за ковер 10 млн. рублей, но пока безуспешно.
Вот, например, Магомед Алиев Магомед-Али из села Унцукуль. Про него говорят, что он не только душа Дагестана, но еще и душа всей России. И это истинная правда. А все благодаря своему ремеслу, которым он занимается уже более 35 лет. Мастер работает с деревом. До него этим делом занимался отец нашего героя, а еще раньше и дед был занят. Все тонкости ремесла предаются из поколения в поколение.
«В работе использую ценные породы дерева – абрикос, дикую грушу, боярышник, дуб, грецкий орех, а инкрустирую изделие мельхиором. В рисунке использую родовой орнамент. У нашей семьи название орнамента в переводе с аварского переводится как вспаханное поле. Я свои работы показывал во многих регионах России, в странах Европы – был в Испании, Португалии, Швеции, Чехии. Теперь в октябре вот собираюсь в Лондон на выставку обувщиков. Мой знакомый занимается обувью, а я как-то на подошве одной модели сделал инкрустацию. Послали работу в Лондон, там были удивлены нашей работой и пригласили для участия», – рассказывает Магомед Алиев Магомед-Али.
В декабре 2019 года наш собеседник стал лауреатом Премии Правительства Российской Федерации «Душа России». Такую высокую оценку он получил за вклад в развитие народного творчества в номинации «Народный мастер».
С точки зрения историй и традиций поразил аул Губден. Он считается одним из самых древнейших в Дагестане. Это и подтверждает арка на въезде – отсчет истории села губденцы ведут с 1394 года. Хотя археологические раскопки свидетельствуют, что люди жили в этих местах более 5 тысяч лет назад. Это один из исламских центров республики, здесь аж 42 мечети на 8,5 тысяч населения. Кроме того, функционирует медресе. Практически все жители – это строго практикующие мусульмане. Это одно из немногих сел Дагестана, где и в советские времена действовала мечеть и медресе.
Кстати, свадьба без песен и танцев – здесь не такая уж редкость. Особой гордостью в ремесленном деле здесь считаются традиционные губденские чувяки — «мачайти». Стоит отметить, что женщин в Губдене ограждали от тяжёлого физического труда. Даже обувь шили мужчины, а женщины занимались её отделкой, вышивали узоры шёлковыми нитями. Кстати, жителя Губдена можно узнать сразу – по его одежде, красоте и грациозности. По крайне мере, так сами о себе говорят местные жители.
А совсем недавно здесь восстановили старинную технологию производства шелковых платков. Раскрывать все секреты создания уникальных платков губденки не спешат. Все орнаменты взяты из старинных образцов. Каждый узор – это определенный символ. Стоит такой платок от 20 до 35 тысяч рублей. И его качество проверяют нехитрым способом. Пропускают через обычное женское кольцо. Ценители антиквара, коих в ауле много, охотятся за редкими старинными экземплярами. Найти платок, которому 100, а то и 200 лет – большая удача. И отдать за него здесь могут целое состояние.
Но одними экскурсиями сыт не будешь, а посему пора к столу. Рецепты дагестанской кухни основываются на том, что дают людям горы. И при этом стоит понимать, что Дагестан – республика многонациональная, и у каждого народа есть свои рецепты, свои гастрономические традиции. Предпочтение отдается мясу, чаще это баранина, причем свежая. Немало блюд, где используют субпродукты: печень, рубец, сердце и другие. Умелые домохозяйки способны и из такого, казалось бы не очень ценного сырья, делать изумительные блюда. Острый перец в блюдах – явление обычное. Кинза, лавровый лист, тмин, чеснок и пр. – без этих приправ блюдо – не блюдо. Визитная карточка дагестанской кухни – хинкал. Это как плов в Узбекистане или долма в Азербайджане. Популярнейшее блюдо, которое можно встретить в любом доме республики – это чуду, несложный пирог, где укладывают лепешки с начинкой и выпекают в печи.
Вот Эльмира. Она печет хлеб. Печёт его многие годы, рецепт еще от прабабушки – как замешивать тесто, какие ингредиенты, о чем нужно «поговорить» с тестом во время работы, чтобы хлеб получился вкусный, ароматный…. Никаких тестомешалок, все вручную. В какой-то день делает 50 лепешек, а в какой-то 100. Ох, тут бы с одной управиться….
Или варенье из кизила… Варят чуть ли не в каждом доме в огромных тазах. Варят недолго, чтобы кизил сохранил большую часть полезных веществ и свойств, присущих свежим плодам. Говорят, что эти ягоды – панацеей от многих недугов – против простуды и давления, для нормализации ЖКТ и снижения сахара в крови, останавливает атеросклеротические изменения и усиливает мужскую потенцию, хорошо идет в качестве антидепрессанта и для детоксикации организма. Может благодаря такому питанию особо на здоровье они и не жалуются? Живут по 80-90 лет, а 70-летние часто выглядят лет на 10 моложе? Жители Дагестана – большие сладкоежки. Халва из орехов, сладкая воздушная кукуруза, пахлава, чак-чак, урбеч, грецкие орехи с натуральным медом всегда на столе. Рассказывать о блюдах – дело неблагодарное. Потому что тот вкус, от которого наступает гастрономический экстаз, описать трудно. Гость в дом – счастье в дом, так говорят дагестанцы. И в любом доме всегда есть угощения для гостя.
За знакомство с республикой без прикрас – спасибо Хасайбат Валиевне Валиевой, начальнику отдела по социокультурной адаптации иностранных граждан и работе с соотечественниками.
Фото: Жанна Науменко, Prim-Travel
Ссылки по теме:
Возможно вас заинтересует
Таиланд и жемчужины ЮНЕСКО: откройте разнообразие культуры и природы
Павел Кузнецов - 26.11.2024Таиланд — это не только богатая история и захватывающая дух природа. На территории королевства находится восемь объектов всемирного наследия ЮНЕСКО,…
Изящные предметы ювелирного дома Фаберже обрели тактильные копии
Павел Кузнецов - 26.11.2024Некоторые экспонаты выставки «Эпоха Фаберже. Золотой век русского ювелирного искусства» воплощены в тактильные копии. У посетителей с нарушением зрения появилась…
Есть ли будущее у рыболовного туризма в Приморье?
Павел Кузнецов - 26.11.2024Возможности рыболовного туризма и организацию любительского рыболовства обсудят в ходе круглого стола «Рыболовный туризм как один из перспективных видов экологического…