Владивостокская крепость – важный объект в жизни города

5267 Просмотры

Год назад во Владивостоке по поручению президента РФ Владимира Путина был создан музей-заповедник «Владивостокская крепость». Событие важное, с каких углов не глянь – туризм, культура, история, досуг…  Но чтобы эти позиции были реальными, сохранность уникального памятника истории и архитектуры — Владивостокской крепости – во главе угла.

Совсем недавно группа владивостокских туроператоров стала первыми посетителями одного из объектов Владивостокской крепости – форта № 1. Объект режимный, попасть не так-то просто – шлагбаум, проверка паспортов, вход по списку. В настоящее время форт занят минноторпедным управлением ТОФ под склады боеприпасов. И у военных другие задачи.

Что касается самого Форта № 1 или Форта Царя Михаила Фёдоровича, то находится он в районе Горностая. Внесен в реестр памятников архитектуры. Экскурсию проводит Лариса Дударовская, экскурсовод музея-заповедника «Владивостокская крепость». Помимо характеристик – численность служивых, вооружение, инженерные особенности, она уделяет много внимания истории, культуре и быту того времени: чем отличается Владивостокская крепость от Порт-Артура, как проектировали форт, как везли стройматериалы, как жили здесь военные, как получали инженерное образование и т.д.

В этом году форт переходит из военного ведомства под музейную опеку и обещает стать интереснейшим объектом показа для российских и иностранных туристов. Работы впереди много. Это уборка территории, навигация, благоустройство. Заросли полыни, которая местами в человеческий рост, полуразвалившиеся объекты времен второй половины ХХ века, скользкие ступени на откосах – надо все довести до ума, сделать удобным и комфортным для пеших прогулок, доступным для людей с ограниченными возможностями. А еще попутно обработать участки леса от клещей и избавиться от змей. Чтобы было не только интересно, но и безопасно.

Конец рабочей недели ознаменовался встречей с директором музея Виктором Шалаем. Его рассказ – это то, чем жил музей этот год, что уже сделано, какие планы впереди.

Сегодня «под крышей» музея-заповедника пока восемь объектов. Первым стал  форт Поспелова. Его историческое название «Форт князя Дмитрия Донского».  Задача этого объекта – защита входа в бухту Золотой Рог. Даже сегодня отсюда отлично просматриваются Эгершельд, кампус ДВФУ и пролив Босфор Восточный.

Форт Поспелова уже не один год доступен для посещения.  В 2007 – 2009 года он использовался как арт-площадка – здесь в течение трех лет проводился творческий фестиваль «Лабиринты острова Русский». К 2012 году, когда Владивосток стал площадкой для проведения саммита АТЭС, территория форта была прибрана и зачищена от излишней растительности. Сегодня здесь успели сделать неплохую дорогу, внутри организована система навигации – можно без проблем понять, где потерны, капониры, пороховые погреба и т.д. После снятия коронавирусных ограничений каждые выходные экскурсоводы музея-заповедника проводят экскурсии.  Есть программа для детей. А недавно подключились поклонники ЗОЖ – профессиональные тренеры проводят для всех желающих занятия спортом и йогой.

Показательно, удивительно, но Владивостокская крепость не подходит на под один шаблон. Здесь нет симметрии, нет одинаковых объектов. Самые большие и мощные объекты Владивостокской крепости построены в 1906-1918 годах. Тогда было возведено 11 фортов. Они все разительно отличаются по форме и схеме друг от друга. И у каждого форта был свой строитель и проектировщик. Правила строительства диктовал сложный пересеченный рельеф, который значительно увеличивал их боевые возможности. Тем не менее, каждый военный инженер добавлял некую индивидуальность в объект.

И Виктор Шалай, и Лариса Дударовская советуют знакомство с объектами  крепости начинать непосредственно с экспозиционной выставки на Петра Великого,6. Экспозиция открылась год назад. Здесь показаны мощь, величие, уникальность крепости, торжество инженерной мысли. Это самая большая военно-морская крепость в мире. Но что крепость без людей? Без тех, кто ее проектировал, строил, защищал, жил ее жизнью? Сегодня там можно увидеть  удивительные экспонаты – карты, оружие, книги, награды, форма, походная амуниция и т.д. Душа музейного работника не знает покоя. Так что число этих экспонатов медленно, но верно растет. И сегодня  количество предметов в коллекции музея-заповедника, которая формировалась весь прошедший год, достигло 1540 единиц.

Но вернемся к прошедшему году. По словам директора музея-заповедник Виктор Шалая, минувший год стал настоящей пучиной нормативной реальности. И если для обычных людей музей-заповедник – это создание зон показа и экскурсии, то у самого учреждения – это пока работа в правовом поле, суды, экспертизы, встречи с арендаторами и пр.

Не так-то просто одним росчерком пера решить судьбу десятков объектов. Какие-то в ведомстве Минобороны, что-то у Министерства культуры, какие-то в хозяйстве городской администрации, а что-то забыто, заброшено и уничтожено. А сколько их в самом деле? Объектов, которые определены, как объекты крепости – около 120. В реестр входит 90. А что можно и нужно считать объектами Владивостокской крепости? Только оборонительные сооружения – форты, редуты, береговые и сухопутные батареи, пороховые погреба, капониры и полукапониры? Но ведь у любой крепости была еще и инфраструктура – управления, казармы, госпитали, кладбища, флигели, склады, хранилища продуктов и т.д. Были еще и коммуникации –  дороги, мосты, сеть канатных дорог, узококолейка, причалы. Владивостокская крепость – это город в городе. И если учитывать все, то цифра получается более чем внушительная. Говорят, что в итоге объектов 800 наберется. Какие-то из них имеют шанс на спасение. За судьбу других надо бороться. Не всех, ибо что-то кануло в лету и без надежды на восстановление, разве что сделать новодел. Но музейные работники к такой идее относятся скептически. В общем, музей-заповедник, как та береговая охрана, которая спасает всех. И пока в приоритете присвоить объектам статус, уточнять их площадь, сделать описание, внести в реестр. Это позволит сохранить те объекты, которые еще «не сравняли с землей», не уничтожили арендаторы. Хотя, арендатор арендатору рознь. Пример тому – Форт № 7.

Головная боль музея-заповедника – это вандалы, люди с автогенами, автомобилями, принимающие металл. Главное, получить свою копейку, а тот факт, что следующие поколения потеряют уникальный объект, эту категорию предпринимателей абсолютно не волнует. И в борьбе за сохранность объектов крепости руководство музея-заповедника уступать позиции не собирается. Есть своя служба безопасности, юристы, и каждый случай будет доведен до суда, поясняет Виктор Шалай.

Сегодня «под крылом» музея-заповедника восемь объектов. У Шалая есть мечта, чтобы каждый объект стал площадкой, где можно не только что-то рассказать, но и показать – от проведения просветительских мероприятий, выставок, мастер-классов до обустройства различных рекреационных зон, где объекты будут выглядеть достойно, где люди смогут отдохнуть эмоционально, физически, где будет интересно и детям, и взрослым. Стриженые газоны, по которым можно и босиком побегать, ухоженные откосы (где-то много багульника, где-то все усыпано ландышами) и дорожки, санитарная зона (не в кустики же бегать) … Говорят, что ландшафтным дизайнерам здесь рады. «Создание музея-заповедника – это задача Владивостоку на вырост. Это рынок труда – от вакансий до досуга, это создание рекреационных зон, это безопасность», – подчеркивает Шалай.

Важный момент – наполняемость объектов. Одним подавай не только место отдыха, но и атмосферу, которая подчеркнет историю – интерьеры казарм, наличие старого оружия, установленные в нишах лампады и фонари, ростовые куклы в форме того времени. По мнению Виктора Шалая – это лишнее. При высокой влажности размещать в тоннелях артефакты было бы кощунственно. Создавать интерьеры из псевдо-предметов – это ниже достоинства музейных работников. Расставлять по коридорам выполненные из пластика ростовые куклы в лице инженеров, командиров, начальников бригад – это некорректно по отношению к людям, оставившим такой мощный след в истории.

«Владивостокская крепость – это многие гектары территории, памятники федерального значения, которые, если получится, мы попробуем сделать объектом всемирного наследия ЮНЕСКО», — подвел черту под своим рассказом директор музея-заповедника Виктор Шалай

Фото: Prim-Travel, Музей им. Арсеньева, Глеб Ильинский

Ссылки по теме:

Возможно вас заинтересует

Таиланд и жемчужины ЮНЕСКО: откройте разнообразие культуры и природы
В АТР
122 просмотров
В АТР
122 просмотров

Таиланд и жемчужины ЮНЕСКО: откройте разнообразие культуры и природы

Павел Кузнецов  - 26.11.2024

Таиланд — это не только богатая история и захватывающая дух природа. На территории королевства находится восемь объектов всемирного наследия ЮНЕСКО,…

Изящные предметы ювелирного дома Фаберже обрели тактильные копии
В Приморье
194 просмотров
В Приморье
194 просмотров

Изящные предметы ювелирного дома Фаберже обрели тактильные копии

Павел Кузнецов  - 26.11.2024

Некоторые экспонаты выставки «Эпоха Фаберже. Золотой век русского ювелирного искусства» воплощены в тактильные копии. У посетителей с нарушением зрения появилась…

Есть ли будущее у рыболовного туризма в Приморье?
В Приморье
156 просмотров
В Приморье
156 просмотров

Есть ли будущее у рыболовного туризма в Приморье?

Павел Кузнецов  - 26.11.2024

Возможности рыболовного туризма и организацию любительского рыболовства обсудят в ходе круглого стола «Рыболовный туризм как один из перспективных видов экологического…

Оставить комментарий

Ваша почта не будет опубликована