Александр Ванюков: Морской порт Владивосток готов обеспечить запросы туристов, горожан и транспортных компаний

5439 Просмотры

Морской порт Владивосток, получивший статус свободного порта, наращивает обороты по всем направлениям: реализуются новые инфраструктурные проекты, растет грузопоток, развивается круизный бизнес и рынок коммерческих перевозок маломерными судами. О сочетании промышленного сегмента с развитием пассажирского и туристического потенциала, а также об особенностях работы портовых властей рассказывает капитан морского порта Владивосток ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» Александр Ванюков.

Александр Викторович, каковы показатели грузооборота порта по итогам 2018 года и какие наиболее значимые инфраструктурные проекты планируются для увеличения грузооборота порта в будущем?

В 2018 году грузооборот порта увеличился на 24,7%, до 21,1 млн тонн, из них сухие грузы – 18,1 млн тонн и наливные – 3 млн тонн. Экспорт составил 10,3 млн тонн, импорт – 4,1 млн, транзит – 0,15 млн, каботаж – 6,55 млн тонн.

В структуре грузооборота контейнерные грузы составили 7,8 млн тонн (+14,4%), генеральные грузы – 6,5 млн тонн, из которых рыба и морепродукты – 838 тыс. тонн, навалочные (руда, уголь, минеральные удобрения) – 3,35 млн тонн, насыпные – 215 тыс. тонн, лесные – 106 тыс. тонн, ро-ро – 136,4 тыс. тонн. С увеличением заходов в порт международных круизных лайнеров выросло и количество перевезенных пассажиров – до 47 тыс. человек, из которых 23 тыс. следовали транзитом.

Что касается инфраструктурных портовых проектов, то из наиболее перспективных я бы назвал три проекта. Прежде всего это проект строительства подходного канала и удлинения причала в основании бухты Золотой Рог с целью обеспечения бесперебойной работы завода по производству двигателей Mazda. До конца 2019 года должно завершиться проектирование, а после реализации проекта мощность терминала возрастет на 2,2 млн тонн.

Кроме того, резидентом свободного порта Владивосток ООО «Восток ЛПГ» завершаются проектные работы по объекту «Строительство морского терминала и инфраструктуры для поставок сжиженного углеводородного газа (СУГ) в Японию, Южную Корею, Китай» в бухте Перевозная. Летом 2019 года проект будет проходить государственную экспертизу. Терминал станет уникальным технологическим объектом и расширит рынки сбыта российских производителей СУГ. Проектная мощность комплекса составит 1 млн тонн.

И наконец, третий перспективный проект, связанный с развитием круизного туризма, – создание в центре Владивостока многофункционального транспортно-развлекательного центра «Океан», который будет выполнен в форме морского лайнера. Соглашение о строительстве объекта было подписано в 2018 году между администрацией Владивостока и группой инвесторов. Реализация проекта предполагает строительство самого комплекса в районе первого причала порта, реконструкцию морского вокзала и развитие территории бывшего судоремонтного завода с возведением там офисных зданий и гостиниц. Концепция включает также проект накрытия железнодорожных путей и создания дополнительной общественной зоны. Новое общественное пространство свяжет морской вокзал и берега бухты Золотой Рог с центральной площадью города.

Ряд проектов по развитию портовой инфраструктуры, очевидно, потребует изменения границ порта. На какой стадии сегодня находится проект расширения границ морского порта Владивосток и что он подразумевает?

Согласно постановлению Правительства РФ от 30.12.2018 г. №1775 «Об утверждении Правил установления или изменения границ территории морского порта, а также расширения территории морского порта» в настоящее время проходят согласование в Федеральном агентстве морского и речного транспорта документы по включению в границы морского порта участка акватории терминала «Порт Вера» по перевалке угля мощностью 20 млн тонн в год.

В то же время планируется включение в границы морского порта участка акватории терминала «Суходол» по перевалке угля мощностью 20 млн тонн в год. Соответствующие документы также прошли согласование в органах государственной власти субъекта Федерации и направлены в Росморречфлот.

Создаваемые специализированные угольные терминалы должны решить имеющиеся проблемы в порту по ограничению судозаходов, по объемам хранения, по скорости обработки вагонов; они позволят создать условия для развития угольной промышленности и транспорта в целом, новые возможности для существенного увеличения экспорта угля в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

Насколько порт готов обеспечить потребности растущего рынка круизного судоходства?

Круизный туризм – одно из перспективных направлений не только для Владивостока, но и для многих портов стран АТР. Помимо регулярной круизной линии, связывающей порт Владивосток с портами Сакаиминато (Япония) и Донхэ (Республика Корея), на 2019 год запланировано 16 заходов круизных лайнеров.

Так, в апреле состоялся одновременный заход сразу двух круизных лайнеров – Westerdam под флагом Голландии и Costa Neo Romantica под флагом Италии. Однако главным круизным месяцем станет сентябрь, когда город посетят два крупнейших и новейших лайнера региона, принадлежащих компании Royal Caribbean International.

Спущенный на воду в 2019 году Spectrum of the Seas длиной 347,1 метра способен принять на борт 4246 гостей и 1551 члена команды, он выполняет круизы из Шанхая. А построенный в 2014 году Quantum of the Seas длиной 347,7 метра рассчитан на 4180 пассажиров.

Отмечу, что причальная инфраструктура порта уже сегодня позволяет принимать достаточно большое количество пассажирских судов. В 2018 году проведены дноуглубительные работы у причалов №1 и №2 порта Владивосток. Была проделана большая и значимая работа, результатом которой стала возможность захода на регулярной основе крупнотоннажных судов в порт Владивосток.

В перспективе это приведет к колоссальному развитию круизного туризма в Приморье и значительному вкладу в экономику края. Однако, планируя развитие порта, надо учитывать, что азиатский рынок круизного судоходства нацелен на создание новых судов и привлечение океанских лайнеров большой вместимости.

Александр Викторович, а как развивается во Владивостоке рынок коммерческих пассажирских перевозок маломерными судами? Каковы в этом сегменте перспективы, тенденции, проблемы?

Перевозки пассажиров морским транспортом регулируются документами международного и национального законодательства. Если раньше существовала проблема незаконных перевозок, то сегодня нет никаких препятствий для развития данного бизнеса. Напомню, маломерными считаются суда, длина которых не превышает 20 метров, а общее количество пассажиров не должно быть более 12.

С 1 января 2017 года вступили в силу изменения в Положение о внутренних пассажирских перевозках морским транспортом. Теперь перевозку пассажиров могут осуществлять маломерные суда, находящиеся в частной собственности. Для этого необходимо получить соответствующую лицензию. В Приморье это можно сделать в Дальневосточном управлении государственного морского надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор).

Чтобы получить разрешение на пассажирские перевозки, владельцам маломерных судов нужно выполнить ряд требований: судно должно быть зарегистрировано в Государственном судовом реестре капитана порта, собственник должен иметь судовой билет, а экипаж – документы на управление судном в коммерческих целях. Данную работу регламентируют приказы Минтранса России от 15.03.2012 г. №62 «Об утверждении Положения о дипломировании членов экипажей морских судов» и от 19.05.2017 г. №191 «Об утверждении Правил государственной регистрации судов, прав на них и сделок с ними в морских портах и централизованного учета зарегистрированных судов».

Такие инициативы значительно снизили объем незаконных пассажирских перевозок с использованием маломерного флота, позволив множеству предпринимателей узаконить свою деятельность. В свою очередь, Служба капитана морского порта Владивосток для соблюдения порядка эксплуатации маломерного флота и обеспечения безопасности мореплавания регулярно проводит патрулирование акватории порта совместно с ДВУ Госморнадзор и Владивостокским линейным управлением на транспорте МВД России.

Вместе с тем, по информации Государственной инспекции маломерных судов (ГИМС), в 2018 году в Приморском крае зарегистрировано порядка 38 тыс. маломерных судов, в Службе капитана порта – 235. И с каждым годом эти цифры будут только расти. В этой связи одна из первоочередных проблем, требующих неотложного решения, – развитие причальной инфраструктуры для маломерного судоходства.

Уже сегодня во Владивостоке ощущается нехватка причальных сооружений. Но простого решения данного вопроса нет. И причин тому множество. Вот только некоторые из них: регламентированная деятельность главной военно-морской базы Тихоокеанского флота (ТОФ); отсутствие свободных территорий и акваторий в границах морского порта, удовлетворяющих требованиям безопасной стоянки маломерных судов; сезонность разрешенного судоходства для маломерного флота и другие.

Проблема требует рассмотрения на межведомственном уровне при участии федеральных и региональных властей, и Служба капитана порта в рамках своих полномочий готова приложить усилия для ее разрешения.

Какими еще документами Вы руководствуетесь по обеспечению безопасности мореплавания в отношении маломерного флота?

Для обеспечения безопасности мореплавания маломерных судов, спортивных и прогулочных судов, базирующихся на причалах, расположенных в акватории морского порта, приказом Минтранса России от 26.10.2017 г. №463 «Об утверждении Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним», вступившим в силу 06.04.2018 г. (пункт 80), установлено требование о получении разрешения капитана порта на плавание судна в акватории морского порта и на подходах к нему и плавание за границами морского порта с возвращением в порт.

Разрешение оформляется письменно на срок действия документа, подтверждающего готовность маломерных судов, спортивных и прогулочных судов к плаванию.

Вопросы безопасности мореплавания маломерного флота рассматриваются на межведомственных совещаниях с участием представителей ГИМС, ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики», Владивостокского линейного управления на транспорте МВД России, представителей ТОФ, администрации Приморского края и города Владивостока, представителей судоходных компаний.

Ежегодно Приморская парусная федерация проводит около 40 регат и соревнований. А в прошлом году Владивосток принимал первую Дальневосточную регату больших парусников СКФ. Как бы Вы оценили уровень ее организации? Насколько сложной для Вас была работа по обеспечению безопасности как судоходства, так и размещения подобных судов у причалов?

Мероприятия, проводимые Приморской парусной федерацией в акватории морского порта, всегда на особом контроле Службы капитана порта. Для обеспечения безопасности мореплавания прорабатываются маршруты в стороне от основных фарватеров и подходных путей в порту, издаются соответствующие предупреждения для извещения мореплавателей, проводится гидрометеорологический анализ обстановки, дополнительно район проведения мероприятия берется на особый контроль с помощью СУДС.

Дальневосточная регата больших парусников СКФ, прошедшая во Владивостоке в сентябре 2018 года, объединила 9 судов из пяти стран: России, Японии, Республики Кореи, Индонезии и КНР. Успешной организации регаты способствовало содействие и поддержка, оказанные Минтрансом России, Росморречфлотом, АМП Приморского края и Восточной Арктики, Дальневосточным бассейновым филиалом ФГУП «Росморпорт».

Для Владивостока событие такого масштаба – своеобразный дебют. Основные сложности были связаны с отсутствием достаточной причальной линии для размещения больших парусников лагом с удобным доступом к судам для жителей и гостей города, с развитой инфраструктурой общественного транспорта, при этом отвечающей всем требованиям транспортной безопасности.

Но, несмотря на эти сложности, организация регаты заслужила самых высоких оценок, в том числе от капитанов парусников. Главной оценкой успеха стало решение о том, что Дальневосточная регата больших парусников СКФ будет проводиться на регулярной основе каждые два года. Есть предположение, что в 2020 году она порадует нас еще большим количеством участников и гостей и не менее высокой организацией.

Источник: 

Фото: Морвести 

Ссылки по теме:

Возможно вас заинтересует

На острове Итуруп хотят построить курорт. Осталось толь ко найти инвесторов
От партнеров
22 просмотров
От партнеров
22 просмотров

На острове Итуруп хотят построить курорт. Осталось толь ко найти инвесторов

Ольга Кускова - 19.10.2020

Проект туристического всесезонного горного курорта в 32 километрах от аэропорта Ясный города Курильска представили сегодня на заседании совета по инвестиционной…

Travel-медиа при проведении съемок и репортажей часто отдают предпочтение Приморью
В Приморье
29 просмотров
В Приморье
29 просмотров

Travel-медиа при проведении съемок и репортажей часто отдают предпочтение Приморью

Ольга Кускова - 19.10.2020

Приморский край все чаще привлекает к себе внимание блогеров и travel-журналистов. Туристско-информационный центр региона оказывает им поддержку в составлении маршрутов…

Мастер-план развития Камчатки сделает регион круглогодичным курортом
От партнеров
25 просмотров
От партнеров
25 просмотров

Мастер-план развития Камчатки сделает регион круглогодичным курортом

Ольга Кускова - 19.10.2020

Власти Камчатки за счёт правильно принятых решений, высокого уровня сервиса и создания круглогодичной инфраструктуры настроены сделать регион круглогодичным курортом. Это…

Оставить комментарий

Ваша почта не будет опубликована