Разгадываем загадки Древнего Египта

1191 Просмотры

У владивостокцев и гостей города есть возможность перенестись во времени. В музее-заповеднике истории Дальнего Востока им. Арсеньева начала работу выставка «Древний Египет. Искусство бессмертия». В витринах около 90 экспонатов. Они – настоящая мистика, ведь когда-то их задача была дать понять, что и после жизнь тоже есть жизнь, но несколько иная.

Для многих Древний Египет – это мумии и пирамиды. Но что это? Конец жизни? Или начало другой? Говорят, что египтяне слишком много думали о смерти – все эти гробницы, ритуалы, соответствующий траурный антураж и пр.? Но можно посмотреть и с другой стороны. Одним из обозначений смерти в Древнем Египте было выражение “отплыть к другому берегу”. А там тоже жизнь, хоть и другая. Достаточно глянуть на выставленные в витринах предметы, которым не сотни, а тысячи лет, чтобы не то, что понять (прим: понять тут бесполезно, ибо ученые десятилетиями пытаются делать это), а хотя бы слегка прикоснуться к древней философии. Из витрин равнодушно взирают ушебти жрецов-пророков, лик Осириса, боги Птах и Анубис, богини Исида и Хатхор. У них за «плечами» многочисленные разливы Нила и неурожаи, смена власти, строящиеся пирамиды, бесконечное курсирующий через реку на лодке с душами умерших бог Акен, приход Александра, римское правление и даже строительство Асуанской плотины.

«Если есть мумии, саркофаги, пирамиды, то не стоит думать, что египтяне думали о смерти. Наоборот, они очень любили жизнь и старались бороться со смертью своими методами. Иначе, зачем, создавалась такая красота, продумывалось все то, что может понадобиться ушедшему в иной мир», – отметила зав. отделом Древнего Востока ГМИИ имени А.С. Пушкина Ольга Васильева

В экспозиции представлено 86 предметов. Фактически все они из запасников ГМИИ имени А.С. Пушкина, за исключением саркофага. Он из основной коллекции и на время работы выставки этому экспонату нашли замену. Но несмотря на свои размеры и принадлежность к материальному бессмертию, не он главный.

«Выставка посвящена результатам исследования древнеегипетских мумий, первому в нашей стране междисциплинарному проекту, в котором участвовали специалисты разных отраслей науки – от физики до искусствознания. Так много непонятного, что хочется ответы на вопросы получить: чем жили древние египтяне, о чем думали, к чему стремились.  Совместные трехлетние исследования сотрудников музея и специалистов из научно-исследовательского центра «Курчатовского института» помогли ученым увидеть мумии «изнутри». И ради этого была придумана эта выставка. Трехмерная реконструкция египтян, а это женщина в возрасте 20-25 лет и мужчина 30-40 лет, представлена в мультимедийном варианте. Эти две реконструкции – это не просто мультик для развлечения. Это настоящее сердце выставки, и здесь можно получить ответы на ряд вопросов.», – добавила старший научный сотрудник отдела Древнего Востока ГМИИ им. А.С. Пушкина Ольга Дюжева.

3D-реконструкции облика древних египтян занимают в экспозиции центральное место.  Эти «оживающие» мумии дают возможность представить, как выглядели жители давно исчезнувшей цивилизации долины Нила. Данная научная реконструкция проведена научным сотрудником Института этнологии и антропологии Российской Академии Наук АН Равилем Галиевым, который работает в лаборатории антропологической реконструкции Герасимова. Это старая методика реконструкции внешнего облика давно умерших людей по костным останкам. Но впервые ученые работали с этой методикой совсем на другом материале, речь о египетских мумиях. Задействовали массу методов: КТ, газовая хроматография, электронная микроскопия, генетический и изотопный анализы, антропологический, медицинский и криминалистический анализы. Сохраненные для вечного существования руками квалифицированных мастеров-бальзамировщиков, мумии приоткрывают тайну бессмертия, как его понимали древние египтяне.

Стоит отметить, что собрание древнеегипетских мумий в музее – крупнейшее в России. В него входят 10 целых мумий различной степени сохранности, 40 фрагментов мумий людей и 29 мумий животных. А как же иначе. Куда ж без любимой Мурки и ли Шарика? Кстати, в музеях Египта сегодня можно увидеть мумии не только домашних животных, но и, например, крокодилов. Они были священными животными у древних египтян: не только повелевали рекой, дающей плодородие и засуху, но и олицетворяли время и вечность. Первые мумии поступили в музей в начале ХХ века из частного собрания египтолога Владимира Голенищева

Но во Владивосток мумии не привезли.  Слишком сложно в транспортировке, да и не этично это. За них все скажут другие экспонаты. Такой вояж эти исторические древности совершил и впервые. До сей поры они не покидали стен ГМИИ им. Пушкина.

Сама выставка – это четыре раздела. Материальность смерти – здесь о мумифицировании, специальных ритуалах, необходимых изображениях, формировании картонажных чехлов и пр. Пропитание и снабжение умершего – тоже немаловажно. Вот алебастровые канопы с крышками в форме человеческих и звериных голов, в них древние египтяне хранили органы, извлеченные при мумификации из тел умерших. Тут же за всем внимательно «наблюдают» глаза маски мумии. Глаза для древних египтян имели особый смысл, это способ защитить умершего от влияния злых духов.

Второй зал – теология бессмертия.  Что делать с любимыми животными, о роли скарабея, и пр. Кстати, скарабей почитался как священное насекомое богов Солнца и считался символом созидательной силы Солнца, возрождения в загробной жизни. Да без Осириса здесь никак. Фраза «Король умер, да здравствует король» вполне соответствует сути мифа об Осирисе – осмыслить причину смерти царя и узаконить восшествие на престол его наследника. Ну и про путь от мумификации к возрождению.

Еще один зал – монументальность бессмертия. Тут о связи миров, общении живых и мертвых, о необходимых для этого «диалога» предметах и средствах, И если саркофаг – это владыка жизни, то вот гробница – это дом для вечности. Кто они, владельцы гробниц? Что содержится в письмах для ушедших? Расписанные стены, ложные двери, жертвенники

Эстетика бессмертия – в древности людей не волновал вопрос: зачем ушедшим в мир иной вся эта красота? Важнее было другое, чтобы этой красоты хватило, чтобы не ощущал недостатка.  Дополняют экспозицию подлинные древнеегипетские тексты, в которых переданы «голоса» жителей Нила, их размышления о преодолении смерти и вечной жизни.

«Владивосток выбран не случайно. Город выбран исходя из требований сохранения и условий показа. В нашей стране залов, куда можно привезти древнеегипетский саркофаг и или кусок ткани того периода – очень мало. Мы строим концертные залы, кинотеатры, но очень мало строится залов, которые бы соответствовали необходимым технических требованиям: освещение, микроклимат, рубежи охраны и т.д. Владивосток – один из таких городов, где благодаря усилиям местных музейщиков, эти условия есть», – отметила директор ГМИИ Елизавета Лихачева.

Стоит отметить, что «Древний Египет. Искусство бессмертия» – это не только выставка. Это еще и цикл лекций для взрослых, это детская познавательная программа, в рамках которой юные приморцы будут разгадывать «загадки» Древнего Египта.

«Дальневосточникам такие проекты дают чувство вовлечения в полноценный культурный оборот, в любые культурные процессы, которые происходят в нашей стране. Таким образом мы делаем свою работу. Мы делаем то, для чего мы, т.е. музей, предназначены. И не делать этого не можем, иначе это смерти подобно», – уверен директор музея-заповедника истории Дальнего Востока им. Арсеньева Виктор Шалай.

Выставка продлится до 9 июня. Она уже нашла отражение не только на афишах музея, но и в событийном календаре Приморского края.

Фото: Prim-Travel

Ссылки по теме: 

Возможно вас заинтересует

Таиланд и жемчужины ЮНЕСКО: откройте разнообразие культуры и природы
В АТР
112 просмотров
В АТР
112 просмотров

Таиланд и жемчужины ЮНЕСКО: откройте разнообразие культуры и природы

Павел Кузнецов  - 26.11.2024

Таиланд — это не только богатая история и захватывающая дух природа. На территории королевства находится восемь объектов всемирного наследия ЮНЕСКО,…

Изящные предметы ювелирного дома Фаберже обрели тактильные копии
В Приморье
186 просмотров
В Приморье
186 просмотров

Изящные предметы ювелирного дома Фаберже обрели тактильные копии

Павел Кузнецов  - 26.11.2024

Некоторые экспонаты выставки «Эпоха Фаберже. Золотой век русского ювелирного искусства» воплощены в тактильные копии. У посетителей с нарушением зрения появилась…

Есть ли будущее у рыболовного туризма в Приморье?
В Приморье
150 просмотров
В Приморье
150 просмотров

Есть ли будущее у рыболовного туризма в Приморье?

Павел Кузнецов  - 26.11.2024

Возможности рыболовного туризма и организацию любительского рыболовства обсудят в ходе круглого стола «Рыболовный туризм как один из перспективных видов экологического…

Оставить комментарий

Ваша почта не будет опубликована