Недостаток инфраструктуры, нелегальный бизнес, законодательные препоны тормозят развитие морского прибрежного туризма в Приморье

592 Просмотры

Владивосток, Приморский край географически тесно связаны с морем. И сюда должны вписываться не только красивые виды из окон, добыча морских биоресурсов, работа портов, но и морской туризм. Его развитие. Речь пока не о международных путешествиях на лайнерах-гигантах, хотя и тут есть, о чем поговорить, а развитии морского прибрежного туризма в регионе. Именно этой теме и был посвящен круглый стол.

Если есть под боком море, то должны быть пляжи, базы отдыха, катерные прогулки, морские такси, парусные регаты, экскурсионные туры вдоль побережья…. Достаточно вспомнить времена, что нынче называют «совком». Между центром, Чуркиным и Диомидом каждые 10-15 мину курсировали катера, составлявшие знатную альтернативу трамваям и автобусам. Чем не морское такси, правда, по фиксированной цене. Или туры выходного дня – судно вечером в пятницу уходило за Находку и возвращалось в воскресенье днем. Путёвки были в неимоверном дефиците, на них даже зарились гости из западных регионов РСФСР и союзных республики. Что уж говорить о многодневных путешествиях из зимы в лето без захода в иностранные порты…  Теперь пытаемся вернуть многие из того.

Организатором круглого стола выступили ТИЦ Приморья и Агентство по Туризму. Встреча проходила на базе МГУ им. Невельского. Собравшиеся на заседание круглого стола эксперты, представители бизнеса в сфере туризма, морского спорта, перевозок, благоустройства территорий и др. структур ставят перед собой цель – искать пути совершенствования морского прибрежного туризма. Сюда можно отнести паромное сообщение, прогулочный и яхтенный туризм, туры на судах научного флота.

Приветствуя участников круглого стола, ректор МГУ им. Невельского Денис Буров, отметил возможности вуза в подготовке специалистов для отрасли – сотрудничество с компаниями, использование в учебном процессе современные технологии, практика на судах разного уровня, в т.ч. и на парусниках. В становлении будущих «морских волков» в стенах МГУ заинтересованы Вьетнам и ЮАР, Нигерия и Филиппины. Помимо подготовки специалистов соответствующего профиля, вуз готов предоставить свои тренажеры и для повышения квалификации тех, кто уже работает на море, и для демонстрации «спасательных операций» туристов. Пусть знают, что во время каботажных туров и прогулок вдоль побережья края – они в полной безопасности! А еще помимо локации для туристов Дальневосточный морской тренажерный центр может стать достойной площадкой и для MICE индустрии – проводят же у нас регаты. в т.ч. и международные, когда участвуют не только яхты, но и парусники (Tall ship), есть морские форумы, собираются для обсуждения насущные проблем «морские волки» и пр.

Длина прибрежной линии Приморья чуть более 1800 километров, на учёте в ГИМС стоит более 38 тысяч маломерных судов. На фоне больших возможностей хватает и проблемных моментов в правовых, технических, кадровых направлениях. Тот же маломерный флот при его большой численности использовать под проведение экскурсий фактически нет возможности. Те, кто «специализируется» на этом, работают нелегально, нарушая существующие нормы и законы, подвергая жизнь туристов опасности.  В прошлом году предпринимались

«Мы должны помочь владельцам маломерных судов легализовать бизнес, показать возможности и объяснить преимущества работы в легальном поле. У нас отсутствует флот, который мог бы совершать «круизные экспедиции» в акватории. И возрождение этого туристического направления – наша задача. Более того, такие туры не должны ограничиваться только Приморским краем. Мы смотрим дальше – в сторону Сахалина, Курильских островов, Камчатки», – отметил руководитель агентства по туризму Приморского края Владимир Щур.

Если заниматься прибрежным морским туризмом, то стоит понимать, что одними экскурсиями по морю или транспортировке гостей из точки А в точку В не обойтись. Это целая цепочка задач и проблем, которые надо решать. В списке заправочные станции, причалы, прибрежная инфраструктура… Если говорить о Владивостоке, то приводится в порядок территория возле 30-гопричала, прорабатывается возможность передачи причалов в концессионное соглашение, чтобы быстрее и реанимировать эту тему, и активнее начать использовать эти инженерные технические сооружения. Так же движется работа по обустройству прибрежной полосы. Уже разработана и прошла слушания экспертного сообщества концепция развития истерической части Владивостока, которая направлена на восприятие города и его продвижение, как морского города с качественными услугами и ярким перечнем предложений для туристов.

«Многократно поднимались вопросы о яхтенном туризме.  Решения по-прежнему нет. При заходе и выходе из одного порта в другой (прим: зашел во Владивосток, потом вышел и взял курс на Находку и далее в Терней), несмотря, что это в переделах вод одного государства, многократно проходят одни и те же пограничные и таможенные формальности. А это не повышает привлекательности региона. Мы же хотим развивать не только внутренние регаты, но и международные. Но для этого нам нужна соответствующая инфраструктура, в плане законодательства необходимо иметь возможность быстрого оформления судов»», – отметил еще один момент в своем выступлении Владимир Щур.

Стоит добавить, что сегодня в рамках программ совершенствование и облагораживание пляжных территорий, параллельно учитывается возможность создания и развития экскурсионных программ. Но очень важно, чтобы это все приобрело законную форму, чтобы было четкое понимание организаций и проведения морских экскурсий, их легитимность и безопасность. С наступлением навигационного сезона появляются перегруженные катера – вместо положенных семи-восьми человек, которое это суденышко может взять на борт, предприимчивый судовладелец берет по полтора десятка человек, при этом не озадачиваясь безопасностью, наличием спасательных средств и т.д. И там не только взрослые люди, много родителей с детьми, которые даже не задумываются чем, это может закончиться. А этот судовладелец при остановке судна только бравирует «брал на борт, беру и буду брать. Так делал всегда, и мне никто не указ».

Как подчеркнул директор ООО «Танира» Александр Корытко, процедура получения лицензии для маломерных судов сегодня понятна и максимально упрощена. Вопрос в другом – есть ли желание предпринимателей работать честно. В своем выступлении предприниматель дал полный анализ выполненной работы за последнее время. Это и включение в морской регистр судоходства маломерного флота, упрощение процедуры лицензирования, рентабельность использования тех или иных судов на конкретных маршрутах и в зависимости от сезона, появление нового судна, участие в экскурсионных проектах с туркомпаниями.

«Если человек видит рекламу такой поездки в соцсетях, то перед тем как отправиться на экскурсию – не лишне поинтересоваться легитимностью действия компании или индивидуального предпринимателя. Если нет подтверждающих, разрешительных документов, то отказывайтесь без сожаления – в таких случаях никто не готов брать на себя ответственность за вашу безопасность. С таким подходом и живы останетесь, и не будет повода для развития нелегального бизнеса. Только так, а не иначе, ибо к каждому катеру проверяющего не приставить», – делится своими размышлениями Александр Корытко.

Но предприниматели не спешат выходить из тени, считая себя умнее и хитрее всех остальных. И не беда, что некоторых ловят с завидным постоянством. Присутствовавший на встрече начальник управления – главный государственный инспектор Госморречнадзора Игорь Турищев отметил, что в регионе лицензию на перевозку пассажиров имеют всего лишь 15 предпринимателей, в т.ч. 8 из Владивостока. При этом, в летний сезон доски объявлений, столбы, соцсети заполнены предложениями о сомнительных и небезопасных услугах на перевозку и покатушки по морю.

С ощутимой скоростью приближается летний сезон. Учитывая непростую ситуацию в туротсрасли, сложившуюся из-за вируса, люди не готовы массово отправляться в путешествия, да и отпуска многие решили приберечь «на потом». Значит, будут отдыхать дома, выбираясь к морю урывками. Поэтому необходимо сделать отдых разнообразнее и привлекательнее. Правда, здесь плечо поддержки должно подставить и государство – без такой помощи регулярные пассажирские морские перевозки развиваться полноценно просто не смогут. Причина кроется в объемах – потоки туристические не сопоставимы с теми же черноморскими, да и сезон весьма скромен по продолжительности. Так что вложенные деньги будут «отбиваться» десятилетиями.

Александр Корытко предложил расширить рамки расписания и географию маршрутов. Среди озвученных предложений увеличить число рейсов маршруту Владивосток – Попов – Рейнеке. Последние годы Рейнеке ежегодно показывает прирост на 10% – 15% Почему бы с 1 июля по 15 августа не увеличить их число. Кто захочет – останется на ночь, а в случае других планов можно будет вечерним рейсом вернуться на «большую землю». Стоимость проезда в 3000 рублей на человека вряд ли привлечет туристов при наличии одного рейса в расписании, если же перейти на регулярную основу, сделать рейсов по более, то стоимость уменьшиться, и туриста это привлечет. По предварительным подсчетам на реализацию этого летнего проекта надо около 4 млн. рублей. Городская казна вряд ли потянет, но может край сможет помочь? Есть проработка проекта на Дунай и Путятин. Еще одна задача, которая требует оперативного решения, это – восстановление регулярных рейсов теплохода на Русский остров. Предполагаемый маршрут: 30-й причал – Мыс Поспелова – Аякс – Океанариум. Но если это регулярные пассажирские рейсы, то всё опять же упирается в госфинансирование.

О том, каким может быть успешный тандем туркомпании и перевозчика, рассказала Татьяна Солодовникова, курирующая проект «Мосты Владивостока». Все базируется на «трех китах» – договорные отношения с партнерами, официальность продаж и создание комфортных условий для туристов. Работает Центр морских экскурсий – есть кафе, зона ожидания, расписание, сувенирная продукция, туалеты, крыша над головой. Причалы позволяют осуществлять швартовку судов от мелких то таких, как яхта «Хамадори». Все катера работают легально, на борту имеются полный комплект спасательных средств, никакой самодеятельности по выходу в море в непогоду. Привлеченные водители, гиды и экскурсоводы – самозанятые, т.е. никаких «левых» и из «тени». И если в 2016 году, когда проект только стартовал, за четыре месяца такой вид экскурсий выбрало 5592 человека, то в 2017 численность туристов увеличилась почти в два раза до 10956 человек, оплата туров стала возможна через банковские терминалы. В 2018 году отмечен рост на 17,5%. Стало ясно – что одними прогулками не обойтись, и началось строительство Центра. 2019 год стал рекордным – почти 25 тысяч владивостокцев и гостей города отправились на морские и автобусные экскурсии через данный Центр. Своеобразной «вишенкой на торте» стали 4-часовые прогулки под парусами на фрегате «Надежда». Тут и романтика, и мастерство курсантов, и рассказы о дальних странах и морях, и флотский обед… Получилось организовать всего 4 рейса. Надо же учитывать еще и службу курсантов, планы фрегата и команды. Но билеты, а их было около сотни на каждую прогулку, улетали за один день. И если сами приморцы были в восторге, что уж говорить о гостях-иностранцах, оказавшихся участниками таких «экспедиций». В этом году в планах возобновить такие «путешествия».

«На месте не стоим, развиваемся дальше. Развиваем экскурсии. Только за десять майских дней нашими предложениями по морским экскурсиям воспользовались более тысячи человек и  около 400 человек отправились в автобусные “путешествия”. В планах экскурсии по островам, но пока все упирается в нелегальность маломерных судов. Совершенствуем систему продаж, и в скором времени переведем львиную долю – почти 80% – в режим электронным билетов. Хотелось бы, чтобы туркомпании не гнались за временной краткосрочной прибылью, а работали только с легальными владельцами катеров, водителями и экскурсоводами», – добавила Татьяна Солодовникова.

Привлекательность города начинает проявлять себя еще на подъездах к нему. Хоть ты въезжаешь на авто, хоть по железной дороге хоть на круизном лайнере. И даже если в центре все будет ухожено и вылизано, а спальные районы имеют захезанный вид, дороги там разбитые, мусор хоть в оврагах у железнодорожного полотна, хоть плавающие в акватории пакеты, доски, картон, неприятный осадок останется.

Своими мнениями о развитии туризма, в частности морского, поделились и народные избранники, понимающие важность и значимость инфраструктуры в повышении привлекательности дальневосточной столицы. Кстати, тема туризма периодически, нет-нет, да вносится в повестку дня Комитет по социальной политике и делам ветеранов. В качестве примера можно вспомнить деятельность рабочей группы, рассматривающей вопросы туризма при развитии парковой, культурно-исторической туристической зоны «Владивостокская крепость». в период 2018-2019 гг. Эта рабочая группа выполнила свою главную цель: объекты крепости получили федеральную поддержку и финансирование. Комплексу уникальных фортификационных сооружений был присвоен федеральный статус «Государственный музей-заповедник «Владивостокская крепость».

«Сейчас в городе поэтапно начинают восстанавливать точки притяжения – места для отдыха, событийного туризма. Создан целый ряд проектов, направленных на повышение туристической привлекательности Владивостока, развитие локальных парков, скверов, набережных, маршрутов для велодорожек, обустройство пляжных территорий. На 2021 – 2022 годы на эти цели предусмотрено около 45 – 50 миллионов рулей. Если для реализации поставленных задач будет правильный подход, то сумма может и увеличиться», – отметил председатель Думы города Владивостока Андрей Брик.

Он подчеркнул, что работы по инфраструктуре прибрежных объектов двигаются медленно. Горожане ждут, когда доведут до ума причал на Попова (предположительно, это случится в следующем году). На островных территориях по-прежнему проблемы с электричеством. Так, по словам предпринимателей, на том же Попова «свет» для них стоит в 4-5 раз дороже обычной цены. А на острове Рейнеке трудности возникают из-за малого количества поступающей электроэнергии, на генераторы молятся и их владельцы, и отдыхающие. В восстановлении береговой инфраструктуры принимает участие Дирекция общественных пространств Владивостока. Выступая перед собравшимися, куратор проектов и координатор работы с архитекторами Лилия Гиззятова отметила, что есть в их кейсе несколько крупных прибрежных объектов. В перечне два крупных пляжа – Татарка и Вторая Речка. Но главным тормозом является отсутствие коммуникация, и сейчас Дирекция ведет переговоры с железнодорожниками, чтобы подсоединиться к их сетям. Если же говорить об островах, то, например, при организации экотропы на Попова, где сметная стоимость проекта составляет около 40 млн. рублей, треть суммы уходит на доставку материалов. На набережной Амурского залива все упирается в частную марину и полуразрушенные пирсы, а так же местный променад возле гостиницы на мысе Бурном.

Из года в год повторяется тема яхт . Есть свои яхт-клубы, есть возможность устраивать регаты, НО! Все упирается в таможенное законодательство. Так из 19 тысяч яхт, которые шли из Кореи и Японию на Аляску, лишь считанные единицы зашли во Владивосток или другие порты региона. Проблема, как считают эксперты, решаема. Требуется более гибкое законодательное регулирование и стоянки для яхт. Кстати, в начале года эту тему взяли на карандаш в Санкт-Петербурге. Может следует объединить усилия для лоббирования нормотворческих моментов?  «Если лет 10 назад мы могли иностранные яхт оформлять у себя в клубах с нормальным причалом, то с новым законом о госгранице все пошло прахом. Сейчас оформление проходит только на морвокзале. Причальная стенка значительно выше яхтенного борта. Был даже случай, когда пришлось спасать коллег – поднялся ветер, для других кораблей не слишком сильный, а вот для яхт опасный. Им даже пройти по акватории проблематично», – отмечает вице-президент Федерации парусного спорта Приморского края Евгений Хромченко.

Своими «бедами» поделился и вице-президент Федерации гребли на байдарках и каноэ Приморского края Андрей Хоменко. Сегодня вся Азия гребет на «драконах». И это не только спорт, это еще и привлекательность туристическая – небольшая дистанция вдоль берега, потом знакомство с местной кухней. У нас возможность есть, но вот сложить пазл не получается. То туркомпании в стороне, то желающих мало, то места для гребли нет. Круто было бы на набережной Цесаревича,  но там порт – не реально, сейчас пытаются рассмотреть возможности “грести” в сторону Де-Фриза и Коврижки…

Итог этой дискуссии – создание рабочих групп и формирование комплекса мер, направленного на продвижение морского туризма на отечественном и международном рынке. Правда, во втором случае предстоит дождаться открытия границ. Предстоит так же повысить конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность морских видов туризма. Тут достаточно вспомнить разговоры о создании круизной линии между регионами. Как отметил Андрей Брик, «два года витает в облаках некий туристический круизный лайнер, который будет курсировать между Приморьем Камчаткой и Сахалином. Это большие возможности для развития внутреннего туризма, что актуально как никогда». И не стоит забывать географию – необходимо формировать меры по развитию яхтенного туризма со странами АТР. А то участие во Vladivostok Boat Show для гостей из стран Азии становится настоящей головной болью.

Фото: Prim-Travel

Ссылки по теме: 

Возможно вас заинтересует

Кого из иностранных туристов и на каких условиях пустят в Таиланд с 1 июля
В АТР
295 просмотров
В АТР
295 просмотров

Кого из иностранных туристов и на каких условиях пустят в Таиланд с 1 июля

Ольга Кускова - 09.06.2021

В Таиланде уточнили список одобренных вакцин и требования к иностранным туристам, желающим посетить Пхукет с 1 июля. (далее…)

Экстримтур на Крепости
В Приморье
134 просмотров
В Приморье
134 просмотров

Экстримтур на Крепости

Ольга Кускова - 09.06.2021

13 июня в 12:00 на Сапёрном редуте № 4 пройдёт спортивное соревнование для всех желающих — «Экстримтур на Крепости». Команды…

Рекреационный проект «Курортный Дальний Восток» создают на ДВ-гектарах в Хасанском районе Приморья
От партнеров
322 просмотров
От партнеров
322 просмотров

Рекреационный проект «Курортный Дальний Восток» создают на ДВ-гектарах в Хасанском районе Приморья

Ольга Кускова - 08.06.2021

Рассказываем о новом проекте для отдыха на Дальнем Востоке. Эколог Евгений Лепешкин создает на 50 га в Хасанском районе территорию…

Оставить комментарий

Ваша почта не будет опубликована