Где во Владивостоке сохранился корейский след или историческая экскурсия от НОТК

11727 Просмотры

Владивосток – это город-микс. Он таковой в культуре, истории, архитектуре. Его облик создавали, лепили люди разных статусов и национальностей. Сюда ехали романтики и авантюристы, здесь отдавали долг родине солдаты и офицеры, развивали бизнес представители Европы и стран Азии.  Свою лепту внесли наследники российского престола, видные политики, звезды мирового масштаба.  Многие из стран оставили здесь свой след. Есть в истории Владивостока и корейский отпечаток.

Южная Корея является стратегическим партнером России в самых разных областях – в экономике, культуре, туризме. Учитывая географическую близость Приморья, то эти отношения довольно прочны и намного разнообразнее, чем в той же средней полосе России. Часто драйвером выступал именно туризм. И для приморцев, и для корейцев это были туры, наполненные впечатлениями. И объемы турпотока увеличивались с каждым годом. Рестораны переводили меню на корейский язык, корейские блогеры активно продвигали Владивосток в своих соцсетях.  Приморцы летали в Корею на концерты, погулять и пошопиться, за медуслугами. В неделю между Владивостоком и аэропортами Южной Кореи выполнялось до 70 рейсов.

Справка: По итогам 2019 года в Южную Корею отправилось по делам бизнеса, частным приглашениям и в качестве туристов 138,8 тысяч приморцев. За этот же период с аналогичными целями Приморье посетило без малого 300 тысяч корейских граждан. Рост по сравнению с аналогичным годом составил 16% и 35% соответственно.

Неблагоприятная обстановка в виде COVID-19 лишила туристов обеих стран возможности знакомства с культурой, историей, гастрономией своих соседей. Но все, что называется, на старте. Ждут с нетерпением, когда откроют границы и можно будет путешествовать без опаски и карантина.

Чтобы интерес к путешествиям не угас, подливается «масло в огонь». В данном случае Владивостокское представительство НОТК организовало экскурсию по дальневосточной столице. В программе знакомство с важными и для Кореи, и для Приморья историческими событиями, личностями и даже национальной кухней. Участники группы, а это более 30 человек, студенты и преподаватели корейского языка, блогеры и представители СМИ отправились по улицам Владивостока, чтобы найти корейский след в истории города и выяснить, насколько он четок и не стерся ли в наши дни.

Началось все еще более 1300 лет тому назад, когда на территории Приморья был Бохай – государство, овеянное легендами и уже практически мифами. Сегодня в экспозиции Музея истории Дальнего Востока немало артефактов, хранящихся более 1300 лет на приморской земле.

В одной из витрин выставлена скульптура из пещеры «Спящая красавица». Оказывается, в 60-х годах прошлого столетия на одном из притоков реки Артемовки в пещере обнаружили разнообразные скульптуры, одна из которых была выполнена в виде человеческого лица.

В корейской летописи в разделе о Когурё (прим: одно из трех первых государств Корейского полуострова) сказано «На востоке страны имеется большая пещера, которая называется пещерой духа Су. В десятом месяце, когда собирается народ всей страны, изображение духа Су водворяется у реки, находящейся в восточной части страны и там совершаются жертвоприношения ему». Возможно, в пещере «Спящая красавица» когда-то располагалось древнее святилище. И еще один интересный факт.

Скульптура совсем не похожа на корейскую девушку/женщину той поры. Это сейчас представительницы Страны утренней свежести любят белую кожу, стараются через пластику приобрести европейские черты и держат спину прямо. Тогда у корейской женщины был совершенно иной облик. Говорят, что по археологическим раскопкам ученые предполагают, что уже тогда местное население знало, что есть европейское направление и люди там выглядят совсем иначе.

Корейцы во Владивостоке – не редкость. И в начале становления города, и сейчас.  Недаром во Владивостоке до 40-х годов 20 столетия была Корейская улица.

Появились они, правда, позже, чем другие иностранцы, но их численность росла очень быстро. Ехали семьями с женами и детьми, на заработки, бежали от голода, искали лучшую долю …. И оставались.  И «корейский вопрос» все чаще всплывал в политике страны и региона. Во Владивостоке корейские поселенцы сначала облюбовали себе место на окраине Миллионки – там, где сейчас проходит улица Пограничная.

В 1876 году один из жителей пишет городским властям: «Прибывающие во Владивосток корейцы, для приискания себе заработков, без дозволения городской управы занимают места на базарной площади, и без того уже порядочно загроможденной постройками манзовских фанз, устраивая себе для жилья землянки, через что густота заселившихся на базарной площади корейцев и манз заражает воздух и производит в этой местности зловоние. Вредно действующее как на самих там живущих, так и на продаваемые ими для жителей Владивостока жизненные припасы» (Н. Матвеев, «Краткий исторический очерк Владивостока»).

История корейцев в Приморье тесно связана с именем общественного и политического деятеля Петра Цоя (Чхве Джэ Хёна). Он стал одним из лидеров первых корейских поселенцев на земле России. Сам герой за независимость Кореи был из низших сословий. Страна в то время (вторая половина 19 века) переживала не лучшие времена, бал закат империи, и люди искали себе место под солнцем в других странах.

Оказавшись в Приморье, он познакомился с семьей местного капитана, русская семья взяла на себя все заботы о шустром корейском тинейджере. Петр Цой один из первых корейских переселенцев получил не просто европейский образование, но ещё и военное. Исколесив весь мир, он вернулся во Владивосток и начал бизнес, занимаясь снабжением военных. Все заработанные деньги, а их в итоге по тем временам было около 20 млн. долларов, на нужды своей родины, на независимость страны. И к концу жизни еле сводил концы с концами. Умер Петр Цой в 1920 году, его убили в Уссурийске. Там есть дом, где он жил, это дом-музей. Весьма скромная обитель. Доказательство его скромности и мало потребности.

Сегодня в центральной части Владивостока (Торцевая часть дома по Светланской,1; Пограничная, 2, Фокина, 1-а; Фокина 11) старые дома тесно связаны с бизнесом и проживанием корейцев во Владивостоке. Кстати, корейский бизнес не против и сегодня обосноваться в этом квартале. Они положили глаз на развалины, которые мало привлекают приморских инвесторов.

С каждым годом корейцев в районе Миллионки становилось все больше, и в конце 1870-х годов власти решили выделить им отдельную территорию и определили место в районе нынешних улиц Садовой, Союзной, Амурской, Хабаровской. Так появилась новая Корейская слобода на Первой Речке, которую до сих пор помнят старожилы Владивостока. В 1905 году здесь было около 370 фанз, в которых проживало почти три тысячи корейцев.

Где-то в этих фанзах, проулочках и тупиках скрывался один из героев патриотического движения за независимость Кореи Ан Чжун Гын. Во Владивостоке он занимался подготовкой корейских вооружённых отрядов, принимал участие в их рейдах на корейскую территорию. Ан Чжун Гын и 11 его соратников поклялись отдать свою жизнь в борьбе за независимость Кореи. Каждый, отрезав свой безымянный палец, на флаге Кореи написал иероглифы клятвы борьбы за её свободу.

В 1902 году после завершения строительства Покровской церкви из остатков строительных материалов была построена школа для детей Корейской слободы. В ней обучалось около 30 корейских мальчиков и девочек и несколько детей из русских семей. Каменное здание школы находилось на перекрестке улиц Китайской и Покровской (ныне перекресток Океанского проспекта и Пологой). В январе 1912 года здесь была освящена церковь-школа, ее открытие в телеграмме Приамурский генерал-губернатор Николай Гондатти: «Радуюсь… только через церковь и школу может установиться наиболее близкая связь между русским и корейским населением».

В первые десятилетия существования Владивостока корейцы и корейская культура играли значимую роль в развитии города и всего региона. Корейские районы, лавки корейских торговцев и, конечно, прародители ресторанов во Владивостоке росли и процветали вместе с молодым форпостом России на Дальнем Востоке Российской Империи.

В первые годы советской власти для жителей Корейской слободки наступил настоящий расцвет. Дискриминация была уничтожена, и корейцы стали пользоваться всеми правами граждан СССР. В школах преподавался корейский язык, был открыт корейский институт, на национальном языке издавались газеты и журналы. Были построены новые благоустроенные дома, открыты клуб им. Сталина, работали корейский театр и библиотека.

В 1933 году во Владивостоке работал Корейский институт (Океанский проспект, 18). Обучение велось на корейском языке. Через два года состоялся первый выпуск – 17 педагогов с дипломами о образовании были направлены в школы для преподавания корейского языка.

В 30-е годы 20 столетия в Приморье проживало около 250 тысяч корейцев, они считали, что обязаны передать корейский язык детям. Тогда в крае было 500 – 700 школ, где учили корейский язык. Дескать, нет родины, но есть язык. Сохранение языка было в приоритете. Отсюда и спектакли на корейском языке, и концерты, и библиотека. Кстати, библиотека этого института насчитывала почти 40 тысяч томов. Летом 37-го началось «великое переселение» – почти 172 тысячи этнических корейцев были выселены из приграничных районов Дальнего Востока на необитаемые пустынные и необжитые районы Казахстана и Средней Азии. Это выполнялось постановления Совнаркома и ЦК ВКП «О выселении корейского населения из пограничных районов Дальневосточного края». Был переведен и институт. Место назначения – Кызыл-Орда. Туда отправился спецпоездом и библиотечный фонд. Правда, там все эти, словари, записи, порой настоящие раритеты, оказались никому не нужны и поступил приказ сжечь все это добро. Спасибо профессору корейского языка Павлу Ли, который умудрился что-то сохранить из этих книг. И далее их путь лежал в Алма-Ату. Там они долгие годы пролежали в запасниках национальной библиотека, пока лет 10 назад кто-то их случайно не обнаружил. Это были те самые книги со штампами Владивостокского института.

Как ни парадоксально, следов влияния культуры и традиций корейцев в современном Владивостоке на сегодняшний день значительно меньше, чем других азиатских соседей Приморья. Но тем не менее, исторические встречи оказались весьма удивительны интересны.

Дом по Алеутской 15-б, когда-то здесь находилось родовое гнездо Бриннеров, и здесь родился Юл Бринер, будущий знаменитый голливудский актер. Пока его дед Юлиус Бринер решал вопросы по использованию корейских территорий, на которые он приобрел права, внук резвился с корейскими одногодками. Корейцы звали Бриннера-младшего summer boy – не брюнет, это ясно. Уже позже, когда Бриннер появился на экране, корейцы полюбили фильмы с его участием. Но 98% корейцев уверены, что он – американец. Но только те, кто посещал Владивосток, с удивлением узнавали, что их кумир родился на берегах Золотого Рога.

Или взять железнодорожный вокзал. По Транссибу лежал путь корейской делегации на Гаагскую конференцию в 1907 году – в ее составе дипломат, юрист и высокопоставленный государственный деятель. Принятые в 1907 конвенции явились результатом первой в истории международного права крупной кодификации правил ведения войны и мирного разрешения международных споров. Что касается корейских делегатов, то у каждого была нелегкая судьба.

С историей Кореи без особых затруднений можно увязать бывшее здание золотосплавочной лаборатории Русско-Азиатского банка (ул. Светланская, 12), здание Пушкинского театра (Пушкинская ул., 27), бывшее здание японского генконсульства (Океанский пр., 7), памятник писателю Чо Мён Хи.

Стоит отметить, что к корейцам благоволил русский государственный деятель, исследователь Северной и Северо-Восточной Сибири Николай Львович Гондатти. Его предшественник Павел Унтербергер не очень был предрасположен к корейцам. А Гондатти относился к ним душевно, ценил их трудолюбие. Благодаря ему жизнь корейского народа улучшилась. Министр финансов Сергей Юльевич Витте выступал против экспансии Кореи. Было свое отношение к Корее и у Николая 2. Во время его визита в Японию при инциденте в Оцу японские корейцы, помогавшие толкать экипаж с наследником престола и обезопасившие его от японского фанатика-полицейского. Есть связь охотника, проводника, участника экспедиций и друга Владимира Арсеньева Дерсу Узала с корейцами.

В 2014 году на перекрестке нынешних Семеновской и Пограничной (когда-то она называлась Корейской) установлен памятник в честь 150-летних отношений российского и корейского народа. Общим памятником всем корейцам Владивостока и Приморья стал мемориал, открытый в августе 1999 года на ул. Хабаровской. В память о бывших корейских селениях Приморского края во Владивостоке у Высшего колледжа корееведения Дальневосточного государственного университета установлены каменные жернова, привезенные сюда из мест поселения корейцев в Уссурийском районе.

Кстати, частью современной корейской истории Владивостоке является отель Lotte. С 1997 года работавший под брендом Hyundai и год назад сменивший вывеску.  Это фактически национальный отель, где хорошо знают и уважают корейскую культуру. Интересный факт, Интересный факт. Ли Мён Бак, который был президентом Республики Корея с 2008 по 2013 годы, до начала политической карьеры в течение 27 лет работал в корпорации Hyundai, он был ближайшим соратником гуру корейской экономики, основателя группы Hyundai Чон Чжу Ёна. Вместе с ним он работал в Приморском крае, в частности участвовал в выборе места и строительстве отеля Hyundai во Владивостоке.

Присутствовавший на экскурсии корейский бизнесмен Чжан отметил: «Владивосток и Приморский край – удивительное место, где столько разной культуры. Они соединились в одном сплаве. А есть ли ещё такой город, где столько смешений начиная с древности?»

Как отметили в НОТК, сегодня среди приморцев много туристов, интересующихся историей вообще, в т.ч. историей родного края и соседей по АТР. В планах НОТК разнообразить перечень экскурсий, связанных с историей Кореи и предложить их гостям из России, когда будут открыты границы.

Стоит добавить, что сегодня НОТК активно проводит политику знакомства приморцев со Страной утренней свежести – впереди участие в Ярмарке путешествий и проведение Дня Кореи. Это позволит приморским туристам – будущим и потенциальным – больше узнать о культуре и истории Кореи.

Фото: представлено НОТК, Prim-Travel

Ссылки по теме: 

Возможно вас заинтересует

Таиланд и жемчужины ЮНЕСКО: откройте разнообразие культуры и природы
В АТР
112 просмотров
В АТР
112 просмотров

Таиланд и жемчужины ЮНЕСКО: откройте разнообразие культуры и природы

Павел Кузнецов  - 26.11.2024

Таиланд — это не только богатая история и захватывающая дух природа. На территории королевства находится восемь объектов всемирного наследия ЮНЕСКО,…

Изящные предметы ювелирного дома Фаберже обрели тактильные копии
В Приморье
186 просмотров
В Приморье
186 просмотров

Изящные предметы ювелирного дома Фаберже обрели тактильные копии

Павел Кузнецов  - 26.11.2024

Некоторые экспонаты выставки «Эпоха Фаберже. Золотой век русского ювелирного искусства» воплощены в тактильные копии. У посетителей с нарушением зрения появилась…

Есть ли будущее у рыболовного туризма в Приморье?
В Приморье
150 просмотров
В Приморье
150 просмотров

Есть ли будущее у рыболовного туризма в Приморье?

Павел Кузнецов  - 26.11.2024

Возможности рыболовного туризма и организацию любительского рыболовства обсудят в ходе круглого стола «Рыболовный туризм как один из перспективных видов экологического…

Оставить комментарий

Ваша почта не будет опубликована