Выставка «Объединяя Россию: от Царского Села до берегов Тихого океана

1196 Просмотры

Выставка «Объединяя Россию: от Царскосельской железной дороги до Великого Сибирского пути» объединила в себе две знаменательных даты для России. Это 85-летие открытия первой в России железной дороги – Царскосельской и 130-летие основания Транссибирской магистрали. Масштабный передвижной выставочный проект представлен в залах Приморской государственной картинной галереи.

Экспозиция повторяет маршрут будущего императора Николая II, когда он во Владивостоке в 1891 году завершил официальную часть своей миссии и начал путешествие через всю Россию обратно в Санкт-Петербург. Путешествие с востока на запад продлилось десять месяцев, до июля 2023-го.

  • Инициатор выставки – музей-заповедник «Царское Село» – проводит ее совместно с Музеем железных дорог России, ГАРФ. Генеральный спонсор – ОАО «РЖД».

В самой восточной точке того путешествия экспозиция разместится в Приморской государственной картинной галерее. В ней представлено более 100 предметов из собрания ГМЗ «Царское Село», Музея железных дорог России (Санкт-Петербург) и киностудии «Ленфильм». Среди них – живопись, графика, фотографии, документы (в том числе с маргиналиями Николая II), мемориальные мундиры, образцы ливрейного и форменного платья, памятные знаки, предметы декоративно-прикладного искусства, связанные с путешествиями императоров; материалы по строительству и функционированию железных дорог, модели поездов и вагонов.

Особое значение имеет экспонирование во Владивостоке принадлежавшего Николаю II Флигель-адъютантского мундира образца 1882 года. В мундире флигель-адъютанта Свиты Его Величества наследник Николай Александрович был во Владивостоке 19 мая 1891 года, когда состоялась церемония закладки Транссиба.

азделы выставки будут дополнены архивными документами и фотографиями (в цифровом формате), а также мультимедийными проектами (VR-путешествие в императорском поезде, ОАО «РЖД»).

Царское Село и Владивосток разделяют десять тысяч километров, но вместе с тем эти города объединены общими страницами истории, связанными с именем последнего российского императора Николая II. В 1916 году, когда было завершено строительство Амурской магистрали, железная дорога непрерывным полотном связала самые западные и самые восточные регионы страны. Заметно стилистическое сходство железнодорожного вокзала во Владивостоке, который с момента основания и до сегодняшнего дня функционирует как важнейший транспортный узел на востоке России, и Императорского павильона в Царском Селе, который ожидает реставрации со времен Великой Отечественной войны.  Это можно считать еще одним подтверждением успешности реализованной в начале ХХ века государственной стратегии, направленной на сближение самых отдаленных регионов и экономическое объединение страны.

Выставка призвана не только рассказать о той роли, которую сыграли железные дороги в развитии территорий и судьбе жителей в разных регионах нашей страны, но и осветить отдельные страницы истории развития железных дорог в России, связанные с российскими императорами как с главными заказчиками их сооружения и как с частными пользователями этого вида транспорта.

Первая «пробная» железная дорога была сооружена по воле императора Николая I вопреки желанию высокопоставленных чиновников того времени. Несмотря на то, что в народе она считалась «увеселительной», да и сам император нередко в качестве развлечения катался «экстренным поездом» с приближенными до своего летнего Александровского дворца в Царском Селе, она стала неоспоримым аргументом в пользу продолжения развития железнодорожного дела в России.

Последняя построенная в дореволюционной России железная дорога — великий Транссиб. Он сооружался под пристальным личным контролем Николая II, глубоко понимавшим с самого дня закладки его конечной точки во Владивостоке в 1891 году значение этой магистрали для развития страны, и до сегодняшнего дня остается непревзойденным по множеству параметров инженерно-техническим сооружением.

Сохранившиеся свидетельства железнодорожных путешествий высочайших особ сегодня большая редкость. Предметы, которые могут рассказать о том, как строились рельсовые магистрали в XIX столетии, как были организованы императорские поездки и как выглядели «дворцы на колесах», хранятся в музейных и архивных собраниях в разных регионах страны. Чтобы собрать воедино эти артефакты и помочь всем интересующимся составить представление об этой интереснейшей странице отечественной истории, и была задумана выставка.

з Владивостока выставка отправится в дальнейшее путешествие по России и будет представлена в Иркутском областном краеведческом музее им. Н.Н. Муравьева-Амурского (с 1 ноября 2022 года по 10 января 2023 года), в Новосибирском историческом парке «Моя страна – моя история» (с 30 января по 11 апреля 2023 года) и в мультимедийном историческом парке «Россия – моя история» в Челябинске (с 28 апреля по 1 июля 2023 года).

Источник: 

Фото: Приморская картинная галерея 

Ссылка по теме: 

Возможно вас заинтересует

У Владивостока появился современный путеводитель
В Приморье
54 просмотров
В Приморье
54 просмотров

У Владивостока появился современный путеводитель

Павел Кузнецов  - 21.11.2024

Приморский культурно-исторический центр реализует проект «Ближе к Дальнему: культурный путеводитель по Владивостоку». Гости и жители столицы Приморья могут узнать о…

Для отдыхающих в Паттайе: курс на фестиваль фейерверков
В АТР
76 просмотров
В АТР
76 просмотров

Для отдыхающих в Паттайе: курс на фестиваль фейерверков

Павел Кузнецов  - 19.11.2024

Популярный тайский курорт Паттайя готовится принять Международный фестиваль фейерверков. Пиротехники из разных стран продемонстрируют свое мастерства, а отдыхающие смогут насладиться…

Зимний Владивосток в топе у российских туристов
От партнеров
57 просмотров
От партнеров
57 просмотров

Зимний Владивосток в топе у российских туристов

Павел Кузнецов  - 18.11.2024

В сервисе для покупки дешевых авиабилетов «Авиасейлс» совместно с Минэкономразвития России проанализировали данные по зимним перелетам внутри страны. В тройке…

Оставить комментарий

Ваша почта не будет опубликована