Кадры для туризма Приморья – вопрос самообразования

2457 Просмотры

Сегодня туризм входит в число приоритетных отраслей экономики Дальнего Востока. Он в одном ряду с сельским хозяйством, рыбохозяйственным и  лесопромышленным комплексами, транспортом и логистикой и т.д. За последние 4,5 года на Дальний Восток привлечено 3,7 трлн рублей частных инвестиций и 90% из них инвестиции в промышленность, логистику, сельское хозяйство, туризм. Но, несмотря на такой позитив, туристическая отрасль ощущает  кадровые проблемы.

На сегодняшний день удельный вес туристической отрасли в структуре экономики Дальнего Востока мал до неприличия – 0,37% ВВП: от 0,03% в Сахалинской области до 1,8% в Приморском крае. Хотя хочется, чтобы этот показатель был на порядок больше. И регионы с туризмом связывают большие надежды.  Сегодня в Приморском крае туризм заявлен, как драйвер экономики. В регионе ставят  амбициозные задачи – развивать Приморский край как мощный туристский хаб на Дальнем Востоке России, создавать здесь туристскую инфраструктуру мирового уровня.  Но задачи задачами, но кто-то должен быть еще и двигателем. И все упирается в кадры.

Не так давно во Владивостоке состоялась пресс-конференция пресс-конференцию Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке, HeadHunter и Администрации Приморского края. Были озвучены некоторые цифры, которые позволяют поразмышлять – есть ли туризму место?

«Сегодня около 15% компаний на рынке пользуются услугами он-лайн рекрутинга. Самый быстро растущий сегмент базы – рабочие специальности. На них приходится около 1/3 вакансий. За последний год общее число вакансий по Дальневосточному региону  увеличилось на 50%, и на 27% увеличилось число резюме. В Приморье число вакансий за год увеличилось на 64%, а резюме – на 50%. Наиболее востребованы сейчас продажники , это почти третья часть вакансий, размещенных по Приморскому краю, на втором месте банки / лизинг и производство– 11%. Далее идут специалисты в области IT-технологий – 10%, после них транспорт и логистика – 9%», – отметил Михаил Жуков, управляющий директор HeadHunter.

Дальний Восток сегодня активно проводит политику развития региона, основанную на экспорте в страны АТР готовых товаров (работ, услуг), создании конкурентоспособного инвестиционного климата, привлечении прямых инвестиций, в том числе иностранных, на росте деловой активности, развитии малого и среднего предпринимательства, создании конкурентоспособных территорий опережающего развития, комплексном развитии Дальнего Востока. Но как известно, кадры решают все!

«Концепция демографической политики к 2025 году – увеличить население Дальневосточного федерального округа до 6,5 миллионов человек.  Планируется привлечь на  Дальний Восток 165 тысяч новых специалистов, в т.ч. 65 тысяч – это собственный региональный ресурс, а порядка 100 тысяч – это люди из других  регионов России.  Сделать это можно, координируя силы бизнеса и государства. Необходимо понимать кадровую потребность, какие профессии востребованы», – отметил заместитель генерального директора агентства по развитию человеческого капитала на ДВ Роман Дяблов.

Кстати, если продолжительность жизни в Приморье вырастит хотя бы на год, что численность региона увеличится на 50 тысяч человек. Сейчас в Приморье чуть больше миллиона считается работоспособным населением, это от 15 лет и старше. При населении в 1, 913 млн.  человек – это не так уж и плохо. По данным Приморскстата, занятых на рабочих местах местных жителей 981,6 тысяч, а 58,3 тыс. – официально безработные.

«Приморская биржа труда сейчас готова предложить 73 558 мест.  Выбор большой, но соискателей фактически нет.  На учете службы занятости состоит примерно 11 тысяч человек. Из общего числа предлагаемых профессий 80% приходится на рабочие специальности. Строительство, сельское хозяйство, транспортировка и хранение, социальные услуги, торговля, образование и здравоохранение – эти сферы предлагают наибольшее количество вакансий. И пользуются этими предложениями именно иностранцы. Из общего числа вакансий 70% – это официальные квоты, чем и пользуются жители ближнего зарубежья», – пояснила представитель департамента по тарифам администрации Приморья Елена Иванова.

И где же здесь туризм, как таковой? Если посмотреть на «Фарпосте», то там в перечне  вакансий львиную долю составляют предложения на работу в общепите и отелях. В первом случае местные рестораны уже снискали славу, как на российском рынке, так и на зарубежном – туристы из стран АТР едут, чтобы вкусно покушать. Картину дополняют различные фестивали, участие в акциях, как например , использование Excellent  Boarding  Pass, постоянно растущий сервис. В отелях есть возможность карьерного роста – сегодня ты горничная, а завтра старший менеджер по персоналу (как в кино!).  А как обстоят дела у туркомпаний? Ведь они на переднем крае борьбы за туриста – именно на них ложится вся ответственность, когда  они отправляют нас в путешествие или когда принимают гостей.

«По Дальнему Востоку около 2% вакансий приходится на туризм и отельный бизнес. Чаще всего в этой отрасли размещаются вакансии менеджеров по продажам и на поддержку клиентской базы», – пояснил Михаил Жуков.

«Сегодня при вхождении в проекты по ТОР или Свободному порту Владивосток бизнес заявляет о рекреационных зонах, создании туристических кластеров.  Здесь мы аккумулируем цифры и ведем  переговоры с вузами, что необходимо увеличивать прием по этим 9 отраслям, куда входит и туризм», – добавил Роман Дяблов.

А как выглядит практика, точнее работа в турбизнесе.  Сегодня в  Приморье работает 200 туристический компаний,  из них 100 – туроператоры, т.е. имеют право формировать турпродукт, продавать его и состоят в федеральном реестре туроператоров. Т.е. это говорит о том, что работа идет в легальном поле.  Молодые, приходящие в компанию, полны амбиций – им хочется все и сразу, в т.ч. большую зарплату и карьерный рост. Увы, их  ожидания не совпадают с действительностью.

«Молодые люди, выбирая специальность, руководствуются лишь поверхностной осведомлённостью о том, кем они станут в будущем. На дне открытых дверей и на различных мероприятиях туристическая отрасль предстает для них эдаким праздником – сплошные шары, встречи, зарубежные поездки. А когда сталкиваются с реалиями работы, то на самом деле все не так празднично, и тут многих просто настигает разочарование.  Есть еще один момент. Кто приходит со знанием языка, например, после окончания «международных отношений»,  тот не понимает в туризме.  А обучившиеся именно туризму, имеют слабый уровень иностранного языка. И не каждый готов учиться и совершенствоваться», – озвучивает проблемные моменты в кадровом вопросе директор по туризму компании «Фрегат Аэроо» Ольга Алексеева.

Своеобразным якорем для туротрасли является теневой бизнес. Это касается и компаний (на один стол и два стула), и гидов-переводчиков, проводников, которые либо работают по старинке, либо предпочитают крутиться самостоятельно, думая о зарплате, но не о качестве и безопасности предлагаемых услуг.

«После собеседования с некоторыми соискателями выявили закономерность.  Поработав какое-то время в туризме, эти люди ушли в  торговлю.  Как оказалось, работали в теневых компаниях – оформили за месяц три-четыре человека и все. За счет того, что компания нигде не фигурировала, налоги не платились, денег хватало. Но было скучно, и туризм как таковой оказался рутинным и неинтересным. Они думали, что получат какой-то опыт, а на самом деле получили пшик», – добавила Ольга Алексеева.

«Любая компания заинтересована и в хороших кадрах, и в опытных специалистах.  Нередко можно наблюдать ситуацию, когда берешь на работу юного и зеленого, учишь его, наставляешь, а он потом уходит в свободное плавание, делает свою компанию и еще может унести всю базу. Конечно, хочется чтобы приходил уже готовый специалист, а приходят все больше с поверхностными знаниями, но с картинкой о красивой жизни.  Говорить о том, что в туркомпаниях нет роста – это не верно. Если у менеджера набирает обороты конкретное направление, например, детский  или образовательный туризм, и он уже не справляется, то ищем подмогу. И менеджер соответственно становится начальником отдела. Отдельная тема – это учеба. Если сотрудник хочет учиться – пожалуйста, сейчас много вариантов – дистанционно, заочно, различные семинары и вебинары. Часто операторы проводят учебу, которую посещают наши сотрудники. Главное было бы желание», – поделилась своими размышлениями Анна Филимонова, генеральный директор компании «Дороги мира».

Учитывая, что туризм – отрасль весьма динамичная, креативная, контактная, то без молодых никуда. Не зря в рамках ТТТФ одним из мероприятий был Молодежный туристский конгресс. «  Ставились вопросы: сможет ли молодежь стать  реальным игроком в сфере туризма и гостеприимства,  какие молодежные инициативы нужны уже сегодня туризму, какие проекты необходимы туротрасли Приморского края. Студенты готовы через те показатели и тот опыт, который обретают, например, в волонтерском движении, заявить свою позицию через отраслевую принадлежность:  тренды в молодежном туризме, туризм и цифровая экономика, инициативы в молодежном туризме», – отметила доцент кафедры сервиса и туризма Школы экономики и менеджмента Ирина Кушнарева. Кстати, участниками этого первого молодежного туристского конгресса было более 600 ребят. И его организаторы после ТТФ вышли с инициативой, чтобы он стал постоянной действующей исследовательской  площадкой для молодежи.

Фото: Prim-Travel

 

 

Возможно вас заинтересует

Таиланд и жемчужины ЮНЕСКО: откройте разнообразие культуры и природы
В АТР
83 просмотров
В АТР
83 просмотров

Таиланд и жемчужины ЮНЕСКО: откройте разнообразие культуры и природы

Павел Кузнецов  - 26.11.2024

Таиланд — это не только богатая история и захватывающая дух природа. На территории королевства находится восемь объектов всемирного наследия ЮНЕСКО,…

Изящные предметы ювелирного дома Фаберже обрели тактильные копии
В Приморье
158 просмотров
В Приморье
158 просмотров

Изящные предметы ювелирного дома Фаберже обрели тактильные копии

Павел Кузнецов  - 26.11.2024

Некоторые экспонаты выставки «Эпоха Фаберже. Золотой век русского ювелирного искусства» воплощены в тактильные копии. У посетителей с нарушением зрения появилась…

Есть ли будущее у рыболовного туризма в Приморье?
В Приморье
130 просмотров
В Приморье
130 просмотров

Есть ли будущее у рыболовного туризма в Приморье?

Павел Кузнецов  - 26.11.2024

Возможности рыболовного туризма и организацию любительского рыболовства обсудят в ходе круглого стола «Рыболовный туризм как один из перспективных видов экологического…

Оставить комментарий

Ваша почта не будет опубликована