Курорты международного уровня хотят создать на Дальнем Востоке в пику санаториям с мировой известностью

395 Просмотры

Перспективы развития туризма в Дальневосточном регионе обсудили на одной из панельных сессий онлайн-форума «ДФО 2020». Уникальность туристического потенциала восточных рубежей России никто не отрицает. Но как сделать так, чтобы повысить его привлекательность. Как помочь турбизнесу и сфере гостеприимства устоять «на ногах» в период пандемии, когда турпоток почти иссяк. Ставка сделана на курортную составляющую и на тандем государства и бизнеса.

О развитии туризма, возможностях, инвестиционных проектах рассказали представители Камчатки, Якутии, Амурской области. У каждого региона есть свои «якорные проекты», которые могут стать точкой притяжения туристов в регион. Туристов не только иностранных, но и российских. Среди главных «козырей» – великолепная природа, этника, гастрономия. Дальний Восток – платформа для всех видов туризма от индивидуальных и экскурсионных до промышленного и MICE, от курортного туризма до круизного.

Как отметила начальник Управления государственных туристских проектов и безопасности туризма Ростуризма Елена Лысенкова, год для отрасли выдался непростым. Что пришлось делать впервые, да еще в непривычных условиях. Например, программа кэшбэка получила оценку, как беспрецедентная. Был интерес к турам на Камчатку, причем не только для знакомства с природой, но и для оздоровления на тамошних горячих источниках. Выполнено 12 чартерных туров на Байкал.

Стоит отметить, что программа по кэшбэку позволяет расширить границы высокого сезона. Увеличивается интерес к местам отдыха в низкий сезон, сфера гостеприимства продолжает оказывать услуги с довольно высокой нагрузкой. Это сразу стимулирует инвестиционную привлекательность индустрии гостеприимства. Правда, хотелось бы увидеть и услышать больше конкретики – сколько компаний участвовало в этой программе со стороны Дальнего Востока, сколько человек смогли воспользоваться возможностью знакомства с восточными рубежами России, какова доля в денежном эквиваленте и турпотоке в общих показателях.

Интерес со стороны туристов подтолкнул и инвесторов. По словам Елены Лысенковой в этом году впервые были презентованы более 15 интересных проектов, которыми заинтересовались свыше 70 инвесторов. Был проведен конкурс на грантовую поддержку региональных туристических предпринимательских инициатив, который позволил бизнесменам получить средства на развитие малых объектов инфраструктуры, гостинично-туристических объектов некапитального модульного строительства, развития новых маршрутов и IT-решений. Состоялся конкурс вместе с АСИ по развитию экологического туризма. Дальний Восток по своей активности и креативности на втором месте. Регионы Дальнего Востока активно себя позиционируют в информационном и маркетинговом поле. Например, на площадке он-лайн выставки «Знай наше» был показан потенциал регионов. Это нашло большой отклик среди зрителей-посетителей. Как оказалось, желание отправиться путешествовать по России есть у многих, но вот информации не хватает.

В этом году принято решение о создании национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства». И здесь в приоритете проекты по созданию курортов. Да не каких-то, а мирового уровня. Знай наших! Т.е. запланированные объекты будут создаваться с учетом мировых практик. Они должны составить конкуренцию зарубежным достопримечательностям. И развитие турнаправления Дальнего Востока выходит здесь на первый план.

Здесь можно сделать небольшое лирическое отступление. Нынешний год в отношении налогов от туризма будет мало поступательным. Инвесторов надо привлечь и удержать. И чтобы курорты на Востоке России обогнали курорты Чехии, Венгрии, Австрии с богатой историей, шикарной архитектурой, великолепным сервисом, опробованной многими поколениями программами оздоровления – это надо очень сильно постараться. Тут пятизвёздочные «Хаятты» во Владивостоке все строили-строили…

Одним из победителей грантового конкурса стала предприниматель с Камчатки, руководитель агентства маркетинговых коммуникаций PROSTO Мария Качурина. Бизнес-леди, у которой в багаже восемь лет организаций массовых деловых событий на Камчатке, отметила, что подобного (прим: речь о грантовой поддержке) в туротрасли не было. Но учитывая динамичность развития отрасли в последние пару лет, компания взяла курс на развитие туристических проектов, проведение региональных выставок. В багажи компании операторство при проведении фестиваля «Море жизни». Полученный грант компания намеревается направить на проект организации глэмпинга Larga Place. Ставка сделана на MICE-туризм с учетом сервиса, этнических традиций, природных достопримечательностей.

Как подчеркнула представитель камчатской туротрасли, участие в грантовых проектах – это отличная возможность для развития. Пакет документов не так уж сложен в оформлении, и когда уже есть первые результаты, этим заинтересовались и другие компании. И в региональное министерство пошел поток заявок.

Камчатка уже давно стала брендом путешествий. Но проблема – хрупкая экосистема, недостаточная логистика. Можно еще затронуть тему авиасообщения и ценовую доступность предложений.

Справка: В 2019 году Камчатку посетили 241,5 тыс. туристов, что на 12% больше, чем год назад. При этом число иностранцев в этом потоке возросло вдвое: среди общего турпотока их было 36,3 тыс. человек (в 2018 году – 25,4 тыс.). Этот рост в том числе обусловлен большим количеством заходивших круизных судов. Их в 2019 году было 20 (рекордная цифра за последние 5 лет). В 2018 году таких заходов было только 12. Сегодня в Камчатском крае зарегистрированы и ведут свою деятельность 87 туроператоров и 208 компаний-агентов. Для сравнения: в 2018 году туроператоров было только 69.

И сейчас региональный министр туризма Наталья Максименко ставит перед собой задачу – перезагрузить отрасль. Здесь и уход от сезонности за счет событийных мероприятий, работа по новым направлениям, среди которых бальнеология, агро- и гастротуризм. Учитывая современные тренды, потребность и запросы новых целевых аудиторий, которые сложились в последний год, туризм становится драйвером экономики региона. И это способствует привлечению человеческого капитала на полуостров.

В планах строительство новых объектов инфраструктуры, появление новых отелей, рекреационных объектов, благоустройство Халактырского пляжа. Большие надежды регион возлагает на парк «Три вулкана», который предполагает создание нового туристического кластера на Камчатке. На февраль запланировано проведение традиционной камчатской гонки на собачьих упряжках «Берингия» (прим: даты проведения с 21 февраля по 6 марта 2021 года). Ждут туристов, т.к. все соскучились по реальным, а не виртуальным мероприятиям.

Другой пример для дальневосточного туризма – Амурская область. Это тот яркий пример, когда не стоит складывать все яйца в одну корзину. В отличие от Камчатки, Сахалина и Приморья, этот регион всегда был больше ориентирован на въездной поток – туристов из Китая. Теперь вопрос: как перепрофилировать индустрию с въездного на внутренний туризм?

Справка: В 2019 году Амурскую область посетили 357,5 тыс. российских туристов (в 2018 году – 347,1 тыс. человек). Въездной турпоток в Амурскую область из КНР в 2019 году составил 114,5 тыс. человек, прирост к уровню 2018 года – 15 %. Всего за 11 лет в 10 раз увеличился въездной турпоток из КНР в область (в 2008 году – 11,5 тыс. китайских туристов). Оценочно, объем туристско-экскурсионных услуг в 2019 году составил 2,1 млрд. рублей, прирост 3 % (в 2018 году – 2,0 млрд. рублей).

Рост китайского турпотока привлек надежных инвесторов. Плюс реализация таких масштабных экономических проектов, как космодром, газопровод. Под Китай (экономические связи, турпоток) реализовывались такие проекты, как строительство моста через Амур, канатная дорога, реконструкция аэропорта. Все проекты способствуют повышению сервисных услуг при пересечении границы, в перспективе это еще возможность путешествовать по территории сопредельного государства на собственном автомобиле. А канатная дорога станет не только комфортным средством передвижения через границу, но и дополнительным фактором развития туризма. Правда, в очередных планах запуск этой транспортного объекта был намечен на 2019 год, о чем говорилось на ВЭФ-2017. Сейчас дата ввода плавно передвинулась. Инвестор, который вкладывался в канатную дорогу (прим: группа компаний «Регион» направит на реализацию уникального проекта 4,6 миллиарда рублей), будет развивать и прилегающую территорию и создавать ее внешний облик.

«Вирус продиктовал свои условия. И в начале года турбизнес переориентировался на внутренний туризм. Сложились хорошие стыковки с бизнесом. Финансово поддержали наш бизнес со стороны региональных властей – были прямые субсидии, впервые мы запустили свои гранты на развитие. Также есть хорошие налоговые и имущественные преференции для бизнеса, которые мы продлеваем на следующий год. Запущено несколько новых маршрутов, ставку сделали на промышленный туризм, например, это космодром «Восточный» и гидроэлектростанции, которых у нас три. Можно отправиться в стойбище к эвенкам, и это направление охотно выбирают любители этнотуризма. Есть запросы на встречу нового года на таежной базе. Мы (Амурская область) видим себя частью маршрутов по Дальнему Востоку, готовы подхватить потоки из других регионов и работать в партнерстве. Чтобы был успех, надо определить специализацию регионов», – считает первый заместитель министра экономического развития и внешних связей Амурской области Екатерина Киреева.

Еще одним направлением для развития туризма Дальнего Востока является экологическое. И в этом вопросе нет равных Якутии, отмечают местные жители. 37% территории – это ООПТ, и здесь экологический туризм является стратегически важным направлением.

В этом году четыре проекта Республики Саха (Якутия) получили гранты Ростуризма. В них соединились природа, самобытная культура народов севера, сакральные места силы, мастер-классы у местных ремесленников. Якутия даже при первом скоротечном знакомстве переворачивает сознание – перед гостями предстают природа в ее первозданном виде и передающееся из поколения в поколение культурное наследие. По информации директора Агентства развития туризма и территориального маркетинга Республики Саха (Якутия) Натальи Тюкавкиной, регион так же уделяет внимание и промышленному туризму. В программах участвуют 15 компаний, в т.ч. и такие «монстры», как лидер алмазодобывающей отрасли мира «АЛРОСА», угледобывающая компания «Колмар», предприятия ювелирной отрасли. Здесь можно отправиться на мастер-классы, где с помощью народных умельцев попытаться сделать самостоятельно якутский нож или хомус. Интегрирование производственных компаний в турпродукт имеет колоссальный успех и сказывается на продвижении бренда на российском рынке.  И как результат – в 2021 году будет привлечено к этой работе еще 25 компаний.

Справка: В 2019 году Якутию посетило около 220 тысяч туристов, в т.ч. 8 тысяч гостей из-за рубежа. Рост турпотока составил 11%. По итогам года объем платных туристических услуг – 978 млн. рублей, что на 34,3% больше, чем в 2018 году. В регионе работают 11 туроператоров.

Еще один момент в работе: региональные власти сейчас делают акцент не только на этот вид туризма, но и на кластерное развитие.

«В этом году нами разработаны концепции трех кластеров – это туристско-рекреационный кластер «Лена», это проект «Оймякон», где до 2025 года будет построен современный центр зимнего туризма (это самая холодная обитаемая точка), в дальнейшем этот центр станет драйвером развития и арктического туризма в том числе. И российские севера Арктики. Из трех кластеров два проекта вошли в программу социально-экономического развития ДВ, и в ближайшее время мы уже начинаем работать с инвесторами», – заключила Наталья Тюкавкина.

Каков вектор развития отрасли дальше? Екатерина Киреева отметила правильно, что для успешного продвижения, каждый регион должен определить свою «специализацию» на туристическом поприще. Пока же каждый регион сам по себе. Но даже если объединить усилия и продукты, это не значит, что все субъекты в гости к нам. Перелет из Центральной России на Дальний Восток дешевым не назовешь. Важен и тот факт, что едут сюда не на три дня, а минимум на неделю. И в планах – посещение хотя бы двух регионов. И если между Владивостоком и Хабаровском вопрос транспортного сообщения еще финансово адекватный, то вот стоимость перевозок внутри округа все-таки кусается… Должна быть информационная поддержка властей, причем на федеральном уровне. Что имеем в итоге? Аэропорты Дальнего Востока просто забыли внести в список по электронной визе.  Говоря о программе туристического кэшбэка, тоже сложно понять, насколько она оказалась привлекательна и для дальневосточников, и при выборе маршрутов по Дальнему Востоку. Регион хотят сделать чуть ли не Меккой курортного отдыха, чтобы дальневосточные курорты были круче европейских, но при этом в рейтинге инвестиционной привлекательности «ТОП-100 российских здравниц» только один дальневосточный санаторий – это якутский «Бэс Чагда». Приморские же санатории к предложению посотрудничать в информационном пространстве на предмет повышения туристический привлекательности, продвижения потенциала на российских просторах отнеслись скептически и особого энтузиазма не проявили, отметив, что им и так неплохо.

Справка: Дальний Восток в 2019 году посетили 7,5 миллионов туристов, из которых 6,4 миллиона человек приходятся на внутренний туризм, и 1,1 миллионов – иностранцы.

Фото: Prim-Travel

Ссылки по теме: 

Возможно вас заинтересует

Райские острова и доисторические артефакты – новые объекты ЮНЕСКО в Японии
В АТР
80 просмотров
В АТР
80 просмотров

Райские острова и доисторические артефакты – новые объекты ЮНЕСКО в Японии

Ольга Кускова - 30.07.2021

ЮНЕСКО добавила в список Всемирного наследия два новых объекта в Японии: природный и культурный. Это субтропические острова в префектурах Кагосима…

JAL приостановил полеты между Владивостоком и Токио до конца октября 2021 года
От партнеров
214 просмотров
От партнеров
214 просмотров

JAL приостановил полеты между Владивостоком и Токио до конца октября 2021 года

Ольга Кускова - 29.07.2021

Перелеты из Владивостока в Токио по-прежнему остаются редкими. Но даже ими туристы не могут воспользоваться. Причина – коронавирус. (далее…)

Forbes определил лучшие пляжи Приморья
В Приморье
30 просмотров
В Приморье
30 просмотров

Forbes определил лучшие пляжи Приморья

Ольга Кускова - 29.07.2021

Солнце палит нещадно, вода в море, как парное молоко, приморцы и гости региона «тюленятся» на пляжах. На берегу Японского моря…

Оставить комментарий

Ваша почта не будет опубликована