Вектор гастрономического туризма Приморья определит созданная концепция

3039 Просмотры

Современный туризм не мыслим без гастрономии, и все чаще возможность поехать куда-то и попробовать что-то вкусное становится для туристов решающим в выборе направления. Дальневосточная кухня Pacific Russia Food – на волне. У нее реальные очертания, о ней говорят в России и за рубежом, у нее большие перспективы. Все это отражено в концепции развития гастротуризма Приморского края, которая становится настоящим вектором развития гастрономии, сферы гостеприимства, туротрасли региона.

О дальневосточной кухне говорят много. Со смаком. Оно и понятно. Вкусно. Разнообразно.  Нередко даже экзотично! В общем, есть чем поразить и удивить. Надо только подвести все возможности под единый знаменатель – гастрономическое разнообразие, местные производители, богатый микс национальных кухонь, интерес со стороны туристов. Главное, чтобы местные жители ее понимали и любили, берегли традиции. Тогда будет уважительное отношение и интерес и со стороны приезжих.

Работа над концепцией шла полгода, хотя предпосылки были уже созданы задолго до этого. Сюда можно отнести различные гастрофестивали, которые постепенно выходят на городские площадки из стен ресторанов.  А еще это ярмарки, где есть обмен опытом и выступления экспертов. Не стоит сбрасывать со счетов тематические круглые столы и пленарные заседания в рамках международных форумов и выставок. Появились и образовательные программы, где участники уже чувствуют себя не рядовыми поварами, а настоящими амбасадорами, призванными нести идею, историю и культуру дальневосточной кухни в массы.

Что интересует гостей при знакомстве с дальневосточной кухней? Ее аутентичность. Здесь нет смысла предлагать лубок. Если хочется аутентичную русскую кухню, то это в центральные регионы. А Приморье – это переселенцы, которые ехали сюда из разных уголков, и все со своими кастрюльками, сковородками, рецептами, травками-приправками. Это осевшие здесь представители бывших уже союзных республик: манты, плов, драники, шурпа – этим уже давно никого не удивить. Это потомки живших здесь в конце 19 – начале 20-века китайцев, корейцев, японцев… Это впечатления от поездок по странам ЮВА и их географическая близость, когда в меню есть тайский супчик том-ям или вьетнамские блинчики нем. А еще не стоит забывать о дарах тайги и моря – скоблянка, кукумария, мидии, оленина, хариус, папортник… И местные жители это понимают, их такой вариант устраивает, они довольны и счастливы таким гастрономическим и продуктовым разнообразием. Строят под себя, а потом делятся мнениями и впечатлениями с друзьями, в соцсетях, в рекламе. Т.е. надо уважать себя, свою культуру, чтобы тебя зауважали и другие.

Представлявшая проект развития дальневосточной кухни Pacific Russia Food Татьяна Заречнева отметила, что Приморье не собирается тянуть одеяло на себя. Более того, в этом деле очень важна сплоченность регионов, они в основе своей все выходят на Тихоокеанское побережье. Но при этом важно сохранить особенности каждого субъекта. Более того, та же Якутия или Бурятия имеют давно сформированные гастрономические традиции.

Сегодня гастрономия входит в ТОП-3 при выборе маршрутов. Т.е. любования памятниками и походов в музеи уже недостаточно. Хочется посидеть в уютном кафе, послушать хорошую музыку, полюбоваться прекрасными видами, освоить что-то на мастер-классах, посетить местные рынки и насладиться гастрономическим колоритом, когда все твои чувства будоражат запахи, цвета и вкусы. И хотя в России гастрономический туризм пока в зачаточном состоянии, но начинать когда-то надо.

Возьмем для примера Скандинавию и нордическую кухню. Еще добрый десяток лет тому назад гастрономия, как мотивация при поездке в этот регион, вообще отсутствовала. Сегодня в половине случаев туристы выбирают поездку в ту же Швецию или Данию именно из-за гастрономических возможностей – местные шефы в ресторанах творят что-то невообразимое, в ход идут местные продукты, рост точек общепита позволил шагнуть от дорогих цен к демократичным.

Или понятные дальневосточникам соседи-японцы. В декабре 2013 года традиционная японская кухня васёку вошла в список культурного наследия ЮНЕСКО. Каждая префектура знает себе цену и активно позиционирует свои блюда, продукты, которые тесно пересекаются с историей и культурой. Такой подход позволяет региональную гастрономию выводить на более высокий уровень, постоянно поддерживая интерес среди соотечественников и гостей.

Эксперты считают, что неплохо было бы ввести понятие регионального продукта.  Ведь в мире туристы нередко едут на них (прим: только там-то и там самые вкусные яблоки или самая жирная селедка).  Пока у нас с таким «статусом» только вода «Шмаковская». Так что здесь надо «поднапрячься» местным аграриям, тем, кто занят разведением марикультуры. Такие продукты можно продвигать, и это принесет эффект не только в гастрономии, но и в туризме. Возвращаясь к той же Японии – приехали в Кобэ, отведали их «крутую» мраморную говядину, а потом прикупили на память несколько открыток с коровами, ланч-бокс с изображением местного маскота и пр.

Если говорить о тандеме гастрономии и туризма, то здесь открываются широкие перспективы. Правда, в Приморье они не такие уж и масштабные. Но это пока. Для примера можно взять апи-туризм. Пасека, природа, мед, возможность приобрести продукцию, в т.ч. и различные сувениры с продуктами пчеловодства, настои лесных трав. Кто-то готов пойти и дальше – создать место для релакса, где будет и банька, и скраб с медом. Сегодня в Приморье 6 500 пасек, но развивать апитуризм готовы единицы. Пока у этого бизнеса в приоритете продажи, участие в ярмарках, поставка меда в магазины.

Еще одно привлекательное и перспективное направление – виноделие. Пока многие его воспринимают скептически. Но если даже северный Китай умудряется делать свои вина с использованием амурского винограда, и они уже начали занимать какие-то призовые места на конкурсах, то чем Приморье хуже? Первые шаги в этом направлении делаются.

Морепродукты – наше все. В данном случае речь о фермах, где выращивают устрицу, гребешок, мидии. Посетив такое место, можно не только увидеть и узнать, как разводят моллюсков, но полюбоваться природными красотами, сделать уйму великолепных фото, отведать местные деликатесы, узнать какой-нибудь хитрый рецепт, которым потом можно всех сразить наповал, и научиться лихо одним взмахом ножа открывать устрицу. И такой подход кроме повышения туристической привлекательности региона может увеличить ВВП почти на 20%.

Пока регион может похвастаться двумя музеями с гастрономическим уклоном – это Музей трепанга – уникальный и единственный в мире, и Музей хлеба. Согласно концепции, в 2021 – 2023 года в планах приступить к созданию Музея гребешка в поселке Витязь Хасанского района, где на его территории смогут разместиться не только экспозиция, но и кафе, пункт ТИЦ, кафе, летняя гастрономическая школа. Хочется, чтобы заработал и Музей приморского меда. Арт-парк «Штыковские пруды» занялся разведением агросада, где можно будет поучаствовать в сборе урожая, попробовать фрукты и ягоды, сделать массу ярких фото.

Сегодня во всем мире набирает обороты промышленный туризм. В той же соседней Японии год назад к уже имеющимся открыли дополнительно свои цеха и конвейеры около 800 предприятий. Если не говорить о промышленном производстве, то в Приморье «милости просим» в отношении туристов проявляют всего лишь несколько объектов, пересчитать можно по пальцам одной руки – винодельня, пасека, сыроварня, морская ферма. В среднем в месяц у каждого предпринимателя посещаемость составляет 30-50 человек. А хотелось, чтобы так было хотя бы каждый день.

По-прежнему сильна идея появления во Владивостоке рыбного рынка, здесь все сразу вспоминают подобные объекты в Корее и Японии – пришел, получил заряд впечатлений, купил что-то готовое или выбор понравившегося обитателя морских глубин и его приготовят в соседнем ресторане. Во Владивостоке пока ни свежей рыбы, ни необходимого числа судов и суденышек, которые могут регулярно обеспечивать объект такого масштаба.

По-прежнему своеобразным пазлом гастрономической концепции региона являются гастрофестивали. Тут крабы и мидии, гребешок и корюшка, дары тайги и мед… Имидж усилить, туристов привлечь, новые возможности продемонстрировать. И если с иностранцами все более-менее понятно, тут и паспортный контроль, и статистика по отелям, то вот в отношении российских туристов статистика хромает.  Так что Приморье до сих пор четко не понимает – кто едет на Восток Росси, из каких регионов, какая целевая аудитория. Но и одной статистикой сыт не будешь. Надо понимать мотивацию этих гостей, их интересы, уровень дохода и заниматься этим предстоит системно. Сейчас, из-за ситуации с коронавирусом, падения доходов, сокращения числа авиаперелетов, усилится конкуренция между регионами. Здесь предстоит проводить грамотный пиар, понять возможности и желания соседей, научиться себя продвигать на этом фоне более результативно.

Дорожная карта по реализации Концепции развития гастрономического туризма в Приморском крае подразумевает проведение множества туристических, культурных, просветительских мероприятий. И здесь предстоит найти ответы на ряд вопросов и решить ряд задач. Гастротуризм хорошо решает проблемы сезонности. Таким примером может стать объединение спортивного события (зимней рыбалки) и фестиваля корюшки, запланированного на 14-24 янв. 2021 года. По такой схеме уже давно работают наши соседи –  Южная Корея, и Приморью нет смысла изобретать велосипед.

Актуален вопрос платежеспособности, которая нынче просела по ряду объективных причин. И здесь оптимальный вариант – не зацикливаться на высокой кухне, деликатесах, а уделить внимание более дешевому продукту. Хотя известны случаи, что в опте такие продукты могут быть доступными, а вот когда станут разовыми, то цена подпрыгивает выше деликатесной. В плане ликбез и образовательные программы. Ибо даже у самих приморцев плохое знание местных продуктов. С 2021 года заработает координационный центр, где будут аккумулироваться сборные турпродукты. И тогда уже рестораторы не будут жаловаться на туркомпании, а турфирмы не станут предъявлять претензии к рестораторам. Пока же одни не могут найти других.

Вирус не вечен, и рано или поздно во Владивосток и на просторы Приморья потянутся туристы из стран Азии. Самые большие потоки – это Китай, Южная Корея и Япония. Но может случиться так, что после пандемии и открытия границ портрет азиатского туриста возьмет да изменится. Конкуренты Приморья – Тайвань, Таиланд, Вьетнам, Гонконг сейчас у себя используют 90-100% локальных продуктов.

Гастрономическое лицо Приморья воспринимается азиатами, как доступная гастрономическая витрина европейской кухни. Во Владивостоке представлена широкая линейка самых разных кухонь – кавказская, среднеазиатская, европейская. Именно этот микс и интересен азиатским туристам. Для тех же представителей Южной Кореи шашлык – самое русское блюдо. В наших ресторанах вполне удачно интегрируют дальневосточные продукты в уникальные гастрономические рецепты – хинкали с крабом, крабургер.

«Мы можем выделить несколько главных моментов при продвижении дальневосточной кухни на азиатские рынки. Это эклектичность гастрономического имиджа Приморья, размытое восприятие русской и дальневосточной кухонь, отсутствие четкого понимания бренда Pacific Russia Food на любом из азиатских рынков. Должна быть работа по развитию и адаптации бренда на азиатском направлении. И для этого стоит привлекать экспертов международного уровня», – считает гендиректор Тихоокеанского туристического союза Кирилл Потапенко.   

В концепции так же выделены целевые аудитории, обозначена текущая ситуация, представлены основные проекты и события, которые являются катализаторами развития гастротуризма. Участники дискуссии обозначили и другие проблемные места, которые могут стать слабым звеном в гастрономической цепи. «Пока нет грамотной методики мониторинга российских туристов, приезжающих в регион. Сейчас Ростуризм занимается этим вопросом, но там за основу берутся авиа- и железнодорожные перевозки. Но как быть с теми, кто едет междугородними автобусными рейсами или на собственном автомобиле?» – обозначила проблему директор Института туризма и экологии ВГУЭС Галина Гомилевская. Ведущий координатор лесных проектов Амурского филиала WWF Евгений Лепешкин затронул законодательные препоны в сфере таежного природопользования, что может стать тормозом в развитии гастрономического туризма, особенно когда речь идет о сборе дикоросов, охотниках и рыбаках.

Эдуард Рябкин, совладелец Port Cafe, затронул тему работы с поставщиками и легальном производстве. Ни один ресторан не готов закупать дичь, дикоросы, рыбу и морепродукты у частников, если их безопасность не подтверждена. Еще одно предложение прозвучало от директора национально парка «Бикин» Алексея Кудрявцева – не забыть про кухню малых народностей, проживающих в Приморье. Туристы, въезжающие в Приморье на своих машинах, попадают в регион именно через северные районы, где живут удэгейцы, нанайцы и тазы. И знакомство с кухней может начаться до того, как турист прибудет во Владивосток.

Теперь концепция развития гастрономического туризма в Приморском крае на основе дальневосточной кухни станет своеобразным методичкой для позиционирования восточных рубежей России, для развития туризма, для повышения узнаваемости Приморья на российских просторах и за рубежом.

Фото: Prim-Travel

Ссылки по теме: 

Возможно вас заинтересует

Отмечать «Волочаевские дни» собрались клубы реконструкции со всей России
От партнеров
52 просмотров
От партнеров
52 просмотров

Отмечать «Волочаевские дни» собрались клубы реконструкции со всей России

Ольга Алексеева - 10.02.2025

В селе Волочаевка Смидовичского района ЕАО прошел межрегиональный военно-исторический фестиваль «Волочаевские дни». Мероприятие приурочено к 103-й годовщине Волочаевской операции, которая…

В январе жители и гости Владивостока сделали более 80 тысяч фото в Приморском океанариуме
В Приморье
49 просмотров
В Приморье
49 просмотров

В январе жители и гости Владивостока сделали более 80 тысяч фото в Приморском океанариуме

Ольга Алексеева - 10.02.2025

В январе 2025 года жители и гости Приморья активно знакомились с экспозициями Приморского океанариума. Посетители гуляли по тропическому дождевому лесу,…

«Метель», куклы-марионетки и экскурсии по «пушкинским» местам Владивостока
Дневник наблюдений
99 просмотров
Дневник наблюдений
99 просмотров

«Метель», куклы-марионетки и экскурсии по «пушкинским» местам Владивостока

Ольга Алексеева - 10.02.2025

Имя русского поэта Александра Пушкина – не пустой звук. Есть тесная связь. Теперь она еще больше укрепилась. И все благодаря…

Оставить комментарий

Ваша почта не будет опубликована