Вектор гастрономического туризма Приморья определит созданная концепция

2784 Просмотры

Современный туризм не мыслим без гастрономии, и все чаще возможность поехать куда-то и попробовать что-то вкусное становится для туристов решающим в выборе направления. Дальневосточная кухня Pacific Russia Food – на волне. У нее реальные очертания, о ней говорят в России и за рубежом, у нее большие перспективы. Все это отражено в концепции развития гастротуризма Приморского края, которая становится настоящим вектором развития гастрономии, сферы гостеприимства, туротрасли региона.

О дальневосточной кухне говорят много. Со смаком. Оно и понятно. Вкусно. Разнообразно.  Нередко даже экзотично! В общем, есть чем поразить и удивить. Надо только подвести все возможности под единый знаменатель – гастрономическое разнообразие, местные производители, богатый микс национальных кухонь, интерес со стороны туристов. Главное, чтобы местные жители ее понимали и любили, берегли традиции. Тогда будет уважительное отношение и интерес и со стороны приезжих.

Работа над концепцией шла полгода, хотя предпосылки были уже созданы задолго до этого. Сюда можно отнести различные гастрофестивали, которые постепенно выходят на городские площадки из стен ресторанов.  А еще это ярмарки, где есть обмен опытом и выступления экспертов. Не стоит сбрасывать со счетов тематические круглые столы и пленарные заседания в рамках международных форумов и выставок. Появились и образовательные программы, где участники уже чувствуют себя не рядовыми поварами, а настоящими амбасадорами, призванными нести идею, историю и культуру дальневосточной кухни в массы.

Что интересует гостей при знакомстве с дальневосточной кухней? Ее аутентичность. Здесь нет смысла предлагать лубок. Если хочется аутентичную русскую кухню, то это в центральные регионы. А Приморье – это переселенцы, которые ехали сюда из разных уголков, и все со своими кастрюльками, сковородками, рецептами, травками-приправками. Это осевшие здесь представители бывших уже союзных республик: манты, плов, драники, шурпа – этим уже давно никого не удивить. Это потомки живших здесь в конце 19 – начале 20-века китайцев, корейцев, японцев… Это впечатления от поездок по странам ЮВА и их географическая близость, когда в меню есть тайский супчик том-ям или вьетнамские блинчики нем. А еще не стоит забывать о дарах тайги и моря – скоблянка, кукумария, мидии, оленина, хариус, папортник… И местные жители это понимают, их такой вариант устраивает, они довольны и счастливы таким гастрономическим и продуктовым разнообразием. Строят под себя, а потом делятся мнениями и впечатлениями с друзьями, в соцсетях, в рекламе. Т.е. надо уважать себя, свою культуру, чтобы тебя зауважали и другие.

Представлявшая проект развития дальневосточной кухни Pacific Russia Food Татьяна Заречнева отметила, что Приморье не собирается тянуть одеяло на себя. Более того, в этом деле очень важна сплоченность регионов, они в основе своей все выходят на Тихоокеанское побережье. Но при этом важно сохранить особенности каждого субъекта. Более того, та же Якутия или Бурятия имеют давно сформированные гастрономические традиции.

Сегодня гастрономия входит в ТОП-3 при выборе маршрутов. Т.е. любования памятниками и походов в музеи уже недостаточно. Хочется посидеть в уютном кафе, послушать хорошую музыку, полюбоваться прекрасными видами, освоить что-то на мастер-классах, посетить местные рынки и насладиться гастрономическим колоритом, когда все твои чувства будоражат запахи, цвета и вкусы. И хотя в России гастрономический туризм пока в зачаточном состоянии, но начинать когда-то надо.

Возьмем для примера Скандинавию и нордическую кухню. Еще добрый десяток лет тому назад гастрономия, как мотивация при поездке в этот регион, вообще отсутствовала. Сегодня в половине случаев туристы выбирают поездку в ту же Швецию или Данию именно из-за гастрономических возможностей – местные шефы в ресторанах творят что-то невообразимое, в ход идут местные продукты, рост точек общепита позволил шагнуть от дорогих цен к демократичным.

Или понятные дальневосточникам соседи-японцы. В декабре 2013 года традиционная японская кухня васёку вошла в список культурного наследия ЮНЕСКО. Каждая префектура знает себе цену и активно позиционирует свои блюда, продукты, которые тесно пересекаются с историей и культурой. Такой подход позволяет региональную гастрономию выводить на более высокий уровень, постоянно поддерживая интерес среди соотечественников и гостей.

Эксперты считают, что неплохо было бы ввести понятие регионального продукта.  Ведь в мире туристы нередко едут на них (прим: только там-то и там самые вкусные яблоки или самая жирная селедка).  Пока у нас с таким «статусом» только вода «Шмаковская». Так что здесь надо «поднапрячься» местным аграриям, тем, кто занят разведением марикультуры. Такие продукты можно продвигать, и это принесет эффект не только в гастрономии, но и в туризме. Возвращаясь к той же Японии – приехали в Кобэ, отведали их «крутую» мраморную говядину, а потом прикупили на память несколько открыток с коровами, ланч-бокс с изображением местного маскота и пр.

Если говорить о тандеме гастрономии и туризма, то здесь открываются широкие перспективы. Правда, в Приморье они не такие уж и масштабные. Но это пока. Для примера можно взять апи-туризм. Пасека, природа, мед, возможность приобрести продукцию, в т.ч. и различные сувениры с продуктами пчеловодства, настои лесных трав. Кто-то готов пойти и дальше – создать место для релакса, где будет и банька, и скраб с медом. Сегодня в Приморье 6 500 пасек, но развивать апитуризм готовы единицы. Пока у этого бизнеса в приоритете продажи, участие в ярмарках, поставка меда в магазины.

Еще одно привлекательное и перспективное направление – виноделие. Пока многие его воспринимают скептически. Но если даже северный Китай умудряется делать свои вина с использованием амурского винограда, и они уже начали занимать какие-то призовые места на конкурсах, то чем Приморье хуже? Первые шаги в этом направлении делаются.

Морепродукты – наше все. В данном случае речь о фермах, где выращивают устрицу, гребешок, мидии. Посетив такое место, можно не только увидеть и узнать, как разводят моллюсков, но полюбоваться природными красотами, сделать уйму великолепных фото, отведать местные деликатесы, узнать какой-нибудь хитрый рецепт, которым потом можно всех сразить наповал, и научиться лихо одним взмахом ножа открывать устрицу. И такой подход кроме повышения туристической привлекательности региона может увеличить ВВП почти на 20%.

Пока регион может похвастаться двумя музеями с гастрономическим уклоном – это Музей трепанга – уникальный и единственный в мире, и Музей хлеба. Согласно концепции, в 2021 – 2023 года в планах приступить к созданию Музея гребешка в поселке Витязь Хасанского района, где на его территории смогут разместиться не только экспозиция, но и кафе, пункт ТИЦ, кафе, летняя гастрономическая школа. Хочется, чтобы заработал и Музей приморского меда. Арт-парк «Штыковские пруды» занялся разведением агросада, где можно будет поучаствовать в сборе урожая, попробовать фрукты и ягоды, сделать массу ярких фото.

Сегодня во всем мире набирает обороты промышленный туризм. В той же соседней Японии год назад к уже имеющимся открыли дополнительно свои цеха и конвейеры около 800 предприятий. Если не говорить о промышленном производстве, то в Приморье «милости просим» в отношении туристов проявляют всего лишь несколько объектов, пересчитать можно по пальцам одной руки – винодельня, пасека, сыроварня, морская ферма. В среднем в месяц у каждого предпринимателя посещаемость составляет 30-50 человек. А хотелось, чтобы так было хотя бы каждый день.

По-прежнему сильна идея появления во Владивостоке рыбного рынка, здесь все сразу вспоминают подобные объекты в Корее и Японии – пришел, получил заряд впечатлений, купил что-то готовое или выбор понравившегося обитателя морских глубин и его приготовят в соседнем ресторане. Во Владивостоке пока ни свежей рыбы, ни необходимого числа судов и суденышек, которые могут регулярно обеспечивать объект такого масштаба.

По-прежнему своеобразным пазлом гастрономической концепции региона являются гастрофестивали. Тут крабы и мидии, гребешок и корюшка, дары тайги и мед… Имидж усилить, туристов привлечь, новые возможности продемонстрировать. И если с иностранцами все более-менее понятно, тут и паспортный контроль, и статистика по отелям, то вот в отношении российских туристов статистика хромает.  Так что Приморье до сих пор четко не понимает – кто едет на Восток Росси, из каких регионов, какая целевая аудитория. Но и одной статистикой сыт не будешь. Надо понимать мотивацию этих гостей, их интересы, уровень дохода и заниматься этим предстоит системно. Сейчас, из-за ситуации с коронавирусом, падения доходов, сокращения числа авиаперелетов, усилится конкуренция между регионами. Здесь предстоит проводить грамотный пиар, понять возможности и желания соседей, научиться себя продвигать на этом фоне более результативно.

Дорожная карта по реализации Концепции развития гастрономического туризма в Приморском крае подразумевает проведение множества туристических, культурных, просветительских мероприятий. И здесь предстоит найти ответы на ряд вопросов и решить ряд задач. Гастротуризм хорошо решает проблемы сезонности. Таким примером может стать объединение спортивного события (зимней рыбалки) и фестиваля корюшки, запланированного на 14-24 янв. 2021 года. По такой схеме уже давно работают наши соседи –  Южная Корея, и Приморью нет смысла изобретать велосипед.

Актуален вопрос платежеспособности, которая нынче просела по ряду объективных причин. И здесь оптимальный вариант – не зацикливаться на высокой кухне, деликатесах, а уделить внимание более дешевому продукту. Хотя известны случаи, что в опте такие продукты могут быть доступными, а вот когда станут разовыми, то цена подпрыгивает выше деликатесной. В плане ликбез и образовательные программы. Ибо даже у самих приморцев плохое знание местных продуктов. С 2021 года заработает координационный центр, где будут аккумулироваться сборные турпродукты. И тогда уже рестораторы не будут жаловаться на туркомпании, а турфирмы не станут предъявлять претензии к рестораторам. Пока же одни не могут найти других.

Вирус не вечен, и рано или поздно во Владивосток и на просторы Приморья потянутся туристы из стран Азии. Самые большие потоки – это Китай, Южная Корея и Япония. Но может случиться так, что после пандемии и открытия границ портрет азиатского туриста возьмет да изменится. Конкуренты Приморья – Тайвань, Таиланд, Вьетнам, Гонконг сейчас у себя используют 90-100% локальных продуктов.

Гастрономическое лицо Приморья воспринимается азиатами, как доступная гастрономическая витрина европейской кухни. Во Владивостоке представлена широкая линейка самых разных кухонь – кавказская, среднеазиатская, европейская. Именно этот микс и интересен азиатским туристам. Для тех же представителей Южной Кореи шашлык – самое русское блюдо. В наших ресторанах вполне удачно интегрируют дальневосточные продукты в уникальные гастрономические рецепты – хинкали с крабом, крабургер.

«Мы можем выделить несколько главных моментов при продвижении дальневосточной кухни на азиатские рынки. Это эклектичность гастрономического имиджа Приморья, размытое восприятие русской и дальневосточной кухонь, отсутствие четкого понимания бренда Pacific Russia Food на любом из азиатских рынков. Должна быть работа по развитию и адаптации бренда на азиатском направлении. И для этого стоит привлекать экспертов международного уровня», – считает гендиректор Тихоокеанского туристического союза Кирилл Потапенко.   

В концепции так же выделены целевые аудитории, обозначена текущая ситуация, представлены основные проекты и события, которые являются катализаторами развития гастротуризма. Участники дискуссии обозначили и другие проблемные места, которые могут стать слабым звеном в гастрономической цепи. «Пока нет грамотной методики мониторинга российских туристов, приезжающих в регион. Сейчас Ростуризм занимается этим вопросом, но там за основу берутся авиа- и железнодорожные перевозки. Но как быть с теми, кто едет междугородними автобусными рейсами или на собственном автомобиле?» – обозначила проблему директор Института туризма и экологии ВГУЭС Галина Гомилевская. Ведущий координатор лесных проектов Амурского филиала WWF Евгений Лепешкин затронул законодательные препоны в сфере таежного природопользования, что может стать тормозом в развитии гастрономического туризма, особенно когда речь идет о сборе дикоросов, охотниках и рыбаках.

Эдуард Рябкин, совладелец Port Cafe, затронул тему работы с поставщиками и легальном производстве. Ни один ресторан не готов закупать дичь, дикоросы, рыбу и морепродукты у частников, если их безопасность не подтверждена. Еще одно предложение прозвучало от директора национально парка «Бикин» Алексея Кудрявцева – не забыть про кухню малых народностей, проживающих в Приморье. Туристы, въезжающие в Приморье на своих машинах, попадают в регион именно через северные районы, где живут удэгейцы, нанайцы и тазы. И знакомство с кухней может начаться до того, как турист прибудет во Владивосток.

Теперь концепция развития гастрономического туризма в Приморском крае на основе дальневосточной кухни станет своеобразным методичкой для позиционирования восточных рубежей России, для развития туризма, для повышения узнаваемости Приморья на российских просторах и за рубежом.

Фото: Prim-Travel

Ссылки по теме: 

Возможно вас заинтересует

Издан атлас с уникальным наследием Арсеньева
В Приморье
48 просмотров
В Приморье
48 просмотров

Издан атлас с уникальным наследием Арсеньева

Ольга Кускова - 18.03.2024

Наследие Владимира Клавдиевича Арсеньева, имя которого носит наш музей, продолжает открываться новыми гранями. Из печати вышел «Атлас картографических работ В.К.…

Во Владивостоке увеличилось число ранних бронирований на летний отдых
В Приморье
58 просмотров
В Приморье
58 просмотров

Во Владивостоке увеличилось число ранних бронирований на летний отдых

Ольга Кускова - 18.03.2024

С января по март 2024 года россияне по сравнению с прошлым годом гораздо активнее бронируют апартаменты и отели для летнего…

Туропоток в Приморье составил почти 3,8 млн визитов, что выше на четверть итогов 2022 года
В Приморье
47 просмотров
В Приморье
47 просмотров

Туропоток в Приморье составил почти 3,8 млн визитов, что выше на четверть итогов 2022 года

Ольга Кускова - 18.03.2024

По итогам 2023 года число туристских поездок в Приморский край достигло уровня 3,8 млн. Положительная динамика видна как на внутреннем,…

Оставить комментарий

Ваша почта не будет опубликована