Где во Владивостоке сохранился корейский след или историческая экскурсия от НОТК

13110 Просмотры

Владивосток – это город-микс. Он таковой в культуре, истории, архитектуре. Его облик создавали, лепили люди разных статусов и национальностей. Сюда ехали романтики и авантюристы, здесь отдавали долг родине солдаты и офицеры, развивали бизнес представители Европы и стран Азии.  Свою лепту внесли наследники российского престола, видные политики, звезды мирового масштаба.  Многие из стран оставили здесь свой след. Есть в истории Владивостока и корейский отпечаток.

Южная Корея является стратегическим партнером России в самых разных областях – в экономике, культуре, туризме. Учитывая географическую близость Приморья, то эти отношения довольно прочны и намного разнообразнее, чем в той же средней полосе России. Часто драйвером выступал именно туризм. И для приморцев, и для корейцев это были туры, наполненные впечатлениями. И объемы турпотока увеличивались с каждым годом. Рестораны переводили меню на корейский язык, корейские блогеры активно продвигали Владивосток в своих соцсетях.  Приморцы летали в Корею на концерты, погулять и пошопиться, за медуслугами. В неделю между Владивостоком и аэропортами Южной Кореи выполнялось до 70 рейсов.

Справка: По итогам 2019 года в Южную Корею отправилось по делам бизнеса, частным приглашениям и в качестве туристов 138,8 тысяч приморцев. За этот же период с аналогичными целями Приморье посетило без малого 300 тысяч корейских граждан. Рост по сравнению с аналогичным годом составил 16% и 35% соответственно.

Неблагоприятная обстановка в виде COVID-19 лишила туристов обеих стран возможности знакомства с культурой, историей, гастрономией своих соседей. Но все, что называется, на старте. Ждут с нетерпением, когда откроют границы и можно будет путешествовать без опаски и карантина.

Чтобы интерес к путешествиям не угас, подливается «масло в огонь». В данном случае Владивостокское представительство НОТК организовало экскурсию по дальневосточной столице. В программе знакомство с важными и для Кореи, и для Приморья историческими событиями, личностями и даже национальной кухней. Участники группы, а это более 30 человек, студенты и преподаватели корейского языка, блогеры и представители СМИ отправились по улицам Владивостока, чтобы найти корейский след в истории города и выяснить, насколько он четок и не стерся ли в наши дни.

Началось все еще более 1300 лет тому назад, когда на территории Приморья был Бохай – государство, овеянное легендами и уже практически мифами. Сегодня в экспозиции Музея истории Дальнего Востока немало артефактов, хранящихся более 1300 лет на приморской земле.

В одной из витрин выставлена скульптура из пещеры «Спящая красавица». Оказывается, в 60-х годах прошлого столетия на одном из притоков реки Артемовки в пещере обнаружили разнообразные скульптуры, одна из которых была выполнена в виде человеческого лица.

В корейской летописи в разделе о Когурё (прим: одно из трех первых государств Корейского полуострова) сказано «На востоке страны имеется большая пещера, которая называется пещерой духа Су. В десятом месяце, когда собирается народ всей страны, изображение духа Су водворяется у реки, находящейся в восточной части страны и там совершаются жертвоприношения ему». Возможно, в пещере «Спящая красавица» когда-то располагалось древнее святилище. И еще один интересный факт.

Скульптура совсем не похожа на корейскую девушку/женщину той поры. Это сейчас представительницы Страны утренней свежести любят белую кожу, стараются через пластику приобрести европейские черты и держат спину прямо. Тогда у корейской женщины был совершенно иной облик. Говорят, что по археологическим раскопкам ученые предполагают, что уже тогда местное население знало, что есть европейское направление и люди там выглядят совсем иначе.

Корейцы во Владивостоке – не редкость. И в начале становления города, и сейчас.  Недаром во Владивостоке до 40-х годов 20 столетия была Корейская улица.

Появились они, правда, позже, чем другие иностранцы, но их численность росла очень быстро. Ехали семьями с женами и детьми, на заработки, бежали от голода, искали лучшую долю …. И оставались.  И «корейский вопрос» все чаще всплывал в политике страны и региона. Во Владивостоке корейские поселенцы сначала облюбовали себе место на окраине Миллионки – там, где сейчас проходит улица Пограничная.

В 1876 году один из жителей пишет городским властям: «Прибывающие во Владивосток корейцы, для приискания себе заработков, без дозволения городской управы занимают места на базарной площади, и без того уже порядочно загроможденной постройками манзовских фанз, устраивая себе для жилья землянки, через что густота заселившихся на базарной площади корейцев и манз заражает воздух и производит в этой местности зловоние. Вредно действующее как на самих там живущих, так и на продаваемые ими для жителей Владивостока жизненные припасы» (Н. Матвеев, «Краткий исторический очерк Владивостока»).

История корейцев в Приморье тесно связана с именем общественного и политического деятеля Петра Цоя (Чхве Джэ Хёна). Он стал одним из лидеров первых корейских поселенцев на земле России. Сам герой за независимость Кореи был из низших сословий. Страна в то время (вторая половина 19 века) переживала не лучшие времена, бал закат империи, и люди искали себе место под солнцем в других странах.

Оказавшись в Приморье, он познакомился с семьей местного капитана, русская семья взяла на себя все заботы о шустром корейском тинейджере. Петр Цой один из первых корейских переселенцев получил не просто европейский образование, но ещё и военное. Исколесив весь мир, он вернулся во Владивосток и начал бизнес, занимаясь снабжением военных. Все заработанные деньги, а их в итоге по тем временам было около 20 млн. долларов, на нужды своей родины, на независимость страны. И к концу жизни еле сводил концы с концами. Умер Петр Цой в 1920 году, его убили в Уссурийске. Там есть дом, где он жил, это дом-музей. Весьма скромная обитель. Доказательство его скромности и мало потребности.

Сегодня в центральной части Владивостока (Торцевая часть дома по Светланской,1; Пограничная, 2, Фокина, 1-а; Фокина 11) старые дома тесно связаны с бизнесом и проживанием корейцев во Владивостоке. Кстати, корейский бизнес не против и сегодня обосноваться в этом квартале. Они положили глаз на развалины, которые мало привлекают приморских инвесторов.

С каждым годом корейцев в районе Миллионки становилось все больше, и в конце 1870-х годов власти решили выделить им отдельную территорию и определили место в районе нынешних улиц Садовой, Союзной, Амурской, Хабаровской. Так появилась новая Корейская слобода на Первой Речке, которую до сих пор помнят старожилы Владивостока. В 1905 году здесь было около 370 фанз, в которых проживало почти три тысячи корейцев.

Где-то в этих фанзах, проулочках и тупиках скрывался один из героев патриотического движения за независимость Кореи Ан Чжун Гын. Во Владивостоке он занимался подготовкой корейских вооружённых отрядов, принимал участие в их рейдах на корейскую территорию. Ан Чжун Гын и 11 его соратников поклялись отдать свою жизнь в борьбе за независимость Кореи. Каждый, отрезав свой безымянный палец, на флаге Кореи написал иероглифы клятвы борьбы за её свободу.

В 1902 году после завершения строительства Покровской церкви из остатков строительных материалов была построена школа для детей Корейской слободы. В ней обучалось около 30 корейских мальчиков и девочек и несколько детей из русских семей. Каменное здание школы находилось на перекрестке улиц Китайской и Покровской (ныне перекресток Океанского проспекта и Пологой). В январе 1912 года здесь была освящена церковь-школа, ее открытие в телеграмме Приамурский генерал-губернатор Николай Гондатти: «Радуюсь… только через церковь и школу может установиться наиболее близкая связь между русским и корейским населением».

В первые десятилетия существования Владивостока корейцы и корейская культура играли значимую роль в развитии города и всего региона. Корейские районы, лавки корейских торговцев и, конечно, прародители ресторанов во Владивостоке росли и процветали вместе с молодым форпостом России на Дальнем Востоке Российской Империи.

В первые годы советской власти для жителей Корейской слободки наступил настоящий расцвет. Дискриминация была уничтожена, и корейцы стали пользоваться всеми правами граждан СССР. В школах преподавался корейский язык, был открыт корейский институт, на национальном языке издавались газеты и журналы. Были построены новые благоустроенные дома, открыты клуб им. Сталина, работали корейский театр и библиотека.

В 1933 году во Владивостоке работал Корейский институт (Океанский проспект, 18). Обучение велось на корейском языке. Через два года состоялся первый выпуск – 17 педагогов с дипломами о образовании были направлены в школы для преподавания корейского языка.

В 30-е годы 20 столетия в Приморье проживало около 250 тысяч корейцев, они считали, что обязаны передать корейский язык детям. Тогда в крае было 500 – 700 школ, где учили корейский язык. Дескать, нет родины, но есть язык. Сохранение языка было в приоритете. Отсюда и спектакли на корейском языке, и концерты, и библиотека. Кстати, библиотека этого института насчитывала почти 40 тысяч томов. Летом 37-го началось «великое переселение» – почти 172 тысячи этнических корейцев были выселены из приграничных районов Дальнего Востока на необитаемые пустынные и необжитые районы Казахстана и Средней Азии. Это выполнялось постановления Совнаркома и ЦК ВКП «О выселении корейского населения из пограничных районов Дальневосточного края». Был переведен и институт. Место назначения – Кызыл-Орда. Туда отправился спецпоездом и библиотечный фонд. Правда, там все эти, словари, записи, порой настоящие раритеты, оказались никому не нужны и поступил приказ сжечь все это добро. Спасибо профессору корейского языка Павлу Ли, который умудрился что-то сохранить из этих книг. И далее их путь лежал в Алма-Ату. Там они долгие годы пролежали в запасниках национальной библиотека, пока лет 10 назад кто-то их случайно не обнаружил. Это были те самые книги со штампами Владивостокского института.

Как ни парадоксально, следов влияния культуры и традиций корейцев в современном Владивостоке на сегодняшний день значительно меньше, чем других азиатских соседей Приморья. Но тем не менее, исторические встречи оказались весьма удивительны интересны.

Дом по Алеутской 15-б, когда-то здесь находилось родовое гнездо Бриннеров, и здесь родился Юл Бринер, будущий знаменитый голливудский актер. Пока его дед Юлиус Бринер решал вопросы по использованию корейских территорий, на которые он приобрел права, внук резвился с корейскими одногодками. Корейцы звали Бриннера-младшего summer boy – не брюнет, это ясно. Уже позже, когда Бриннер появился на экране, корейцы полюбили фильмы с его участием. Но 98% корейцев уверены, что он – американец. Но только те, кто посещал Владивосток, с удивлением узнавали, что их кумир родился на берегах Золотого Рога.

Или взять железнодорожный вокзал. По Транссибу лежал путь корейской делегации на Гаагскую конференцию в 1907 году – в ее составе дипломат, юрист и высокопоставленный государственный деятель. Принятые в 1907 конвенции явились результатом первой в истории международного права крупной кодификации правил ведения войны и мирного разрешения международных споров. Что касается корейских делегатов, то у каждого была нелегкая судьба.

С историей Кореи без особых затруднений можно увязать бывшее здание золотосплавочной лаборатории Русско-Азиатского банка (ул. Светланская, 12), здание Пушкинского театра (Пушкинская ул., 27), бывшее здание японского генконсульства (Океанский пр., 7), памятник писателю Чо Мён Хи.

Стоит отметить, что к корейцам благоволил русский государственный деятель, исследователь Северной и Северо-Восточной Сибири Николай Львович Гондатти. Его предшественник Павел Унтербергер не очень был предрасположен к корейцам. А Гондатти относился к ним душевно, ценил их трудолюбие. Благодаря ему жизнь корейского народа улучшилась. Министр финансов Сергей Юльевич Витте выступал против экспансии Кореи. Было свое отношение к Корее и у Николая 2. Во время его визита в Японию при инциденте в Оцу японские корейцы, помогавшие толкать экипаж с наследником престола и обезопасившие его от японского фанатика-полицейского. Есть связь охотника, проводника, участника экспедиций и друга Владимира Арсеньева Дерсу Узала с корейцами.

В 2014 году на перекрестке нынешних Семеновской и Пограничной (когда-то она называлась Корейской) установлен памятник в честь 150-летних отношений российского и корейского народа. Общим памятником всем корейцам Владивостока и Приморья стал мемориал, открытый в августе 1999 года на ул. Хабаровской. В память о бывших корейских селениях Приморского края во Владивостоке у Высшего колледжа корееведения Дальневосточного государственного университета установлены каменные жернова, привезенные сюда из мест поселения корейцев в Уссурийском районе.

Кстати, частью современной корейской истории Владивостоке является отель Lotte. С 1997 года работавший под брендом Hyundai и год назад сменивший вывеску.  Это фактически национальный отель, где хорошо знают и уважают корейскую культуру. Интересный факт, Интересный факт. Ли Мён Бак, который был президентом Республики Корея с 2008 по 2013 годы, до начала политической карьеры в течение 27 лет работал в корпорации Hyundai, он был ближайшим соратником гуру корейской экономики, основателя группы Hyundai Чон Чжу Ёна. Вместе с ним он работал в Приморском крае, в частности участвовал в выборе места и строительстве отеля Hyundai во Владивостоке.

Присутствовавший на экскурсии корейский бизнесмен Чжан отметил: «Владивосток и Приморский край – удивительное место, где столько разной культуры. Они соединились в одном сплаве. А есть ли ещё такой город, где столько смешений начиная с древности?»

Как отметили в НОТК, сегодня среди приморцев много туристов, интересующихся историей вообще, в т.ч. историей родного края и соседей по АТР. В планах НОТК разнообразить перечень экскурсий, связанных с историей Кореи и предложить их гостям из России, когда будут открыты границы.

Стоит добавить, что сегодня НОТК активно проводит политику знакомства приморцев со Страной утренней свежести – впереди участие в Ярмарке путешествий и проведение Дня Кореи. Это позволит приморским туристам – будущим и потенциальным – больше узнать о культуре и истории Кореи.

Фото: представлено НОТК, Prim-Travel

Ссылки по теме: 

Возможно вас заинтересует

Первых туристов приморский курорт «Арсеньев» примет уже в этом году
В Приморье
23 просмотров
В Приморье
23 просмотров

Первых туристов приморский курорт «Арсеньев» примет уже в этом году

Ольга Кускова - 22.07.2025

В Приморье продолжается строительство горнолыжного курорта «Арсеньев». Впереди не только развитие туризма и активный отдых, но еще спорт и образование.…

Уникальный Сиань: на крыльях авиакомпании Hainan Airlines из Владивостока
В Приморье
28 просмотров
В Приморье
28 просмотров

Уникальный Сиань: на крыльях авиакомпании Hainan Airlines из Владивостока

Ольга Кускова - 22.07.2025

Сиань, один из древнейших городов Китая, доступен для путешествий жителям всего Приморья из Владивостока. (далее…)

Хабаровский край намеревается стать центром развития туризма на Дальнем Востоке
От первого лица
28 просмотров
От первого лица
28 просмотров

Хабаровский край намеревается стать центром развития туризма на Дальнем Востоке

Ольга Кускова - 21.07.2025

В Хабаровске обсудили стратегию развития туризма в регионе: чем завлечь в край туристов, как активизировать предпринимателей, что необходимо для развития…

Оставить комментарий

Ваша почта не будет опубликована